Психология рекламы, Теория рекламы
Виртуальные образы в рекламе
В современном демократическом обществе, где ценится свобода личности и свобода самовыражения, принято терпимо относиться к самым экстравагантным и, на первый взгляд, необычным произведениям искусства. Мы стараемся понять работу того или иного художника как выражение его индивидуального стиля. Каждый из нас имеет возможность по своему желанию пойти в музей и посмотреть эти работы. Но можно ли говорить о свободе выбора, когда творческий продукт, не смотря на то, нравится он нам или нет, появляется в средствах массовой коммуникации, рассчитанных на широкий круг потребителей?
Речевые манипулятивные техники в рекламе
Слово «манипулирование», или «манипуляция», ведет свое происхождение от латинского слова «manipulare» и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание.
Рефлексия как инструмент продвижения на рынке рекламы
В этой статье я хочу затронуть тему, которая интересна и актуальна для тех, кто хотел бы в своей деятельности ориентироваться не столько на устоявшиеся профессиональные представления и шаблоны, уже выстроенные в рамках профессионального сообщества рекламистов и пиарщиков, сколько, используя особые инструменты психологического проницания за поверхность реальности их деятельности, попробовать выявить глубинные причины ее успешности или безуспешности.
Реклама как зеркало нашей самооценки
«Когда я ловлю рыбу, я предлагаю ей червяка, хотя лично мне больше нравится клубника со сливками». Ф.Котлер
Точно также рекламисты сегодня ловят своих покупателей. Они рисуют некоторый социально привлекательный имидж, которому хотелось бы соответствовать, и подводят его под товар в виде основного мотива покупки. Если ты хочешь видеть себя яркой индивидуальностью или чтобы другие тебя так видели - покупай это, а если хочешь выглядеть деловым, романтичным, успешным, сексапильным (список потенциально привлекательных типажей можно долго продолжать) - покупай другое.Красный, синий... цвет морской волны
Не секрет, что реклама часто вызывает раздражение у зрителя. Причем навязчивость и неуместность рекламы далеко не единственная причина, по которой ее [рекламу] не любят. Глупость сюжета и самих героев раздражает еще больше. И если проводить аналогию с известным изречением: «Народ имеет то правительство, которое заслуживает», то можно ли то же самое сказать про рекламу? Так ли примитивен российский зритель, каким изображает его реклама или такой портрет потенциального потребителя - ошибка рекламистов?
Воздействие цвета в рекламе
Проблеме цветового воздействия на психику человека в разные времена было посвящено много исследований. Однако такое понятие как «цветопсихология рекламы» пока не получило большого развития. К сожалению, изготовители рекламных сообщений, так же как и их заказчики, в большинстве случаев не очень внимательны и при составлении текстов, не говоря уже о цветовом решении. Очевидно, многие рекламисты не считают проблему соответствия цвета содержанию рекламы серьезной. Главными, по их мнению, являются яркость и выразительность сообщения, которые наиболее привлекают внимание получателя.
Влияние гендерных стереотипов на подбор актеров в рекламе
За последнее время в российской рекламе интерес к психологии неизменно высок. Знание законов восприятия помогает не только повысить эффективность рекламы, но и легко перешагнуть границу между правдой и неправдой. Реклама, манипулируя людьми, заставляет верить в сказку и в чудесные превращения из Золушки в принцессу, из гадкого утенка в прекрасного лебедя при помощи рекламируемого товара. Бытовая техника или различные моющие средства из рекламных роликов воплощают в жизнь сказку «по щучьему веленью» - ведь все хозяйственные проблемы решаются сами собой. А реклама полуфабрикатов сулит потребителю скатерть-самобранку. Одежда, вода, сигареты, продукты обещают нам счастье, успех, красоту и молодость - то есть сбывшиеся мечты. И многие верят рекламе, потому что хотят верить.
С авторитетом по соседству. Психологические установки в рекламе
Знакомый бизнесмен поведал мне однажды такую историю. Где-то году в 1992 весной его фирма закупила большую партию женских демисезонных сапог - очень элегантных и недорогих - по 16.000 руб. (теми деньгами) за пару, рассчитывая продать их по 19.000 руб. за пару. Если учесть, что средняя цена сапог подобного качества на рынке составляла 24.000 - 25.000 рублей, то уверенность в успехе предприятия была. Но - вот загадка - сапоги не стали продаваться. Целый месяц они лежали на прилавках. Весна - сезон заканчивается, товар лежит. Надо что-то делать. Решили продавать по себестоимости - по 16.000 руб. Результат - представьте - тот же. Сапоги лежат. В конце мая кому-то в голову пришла идея - будь что будет - поднять цену в 2 раза. На ценниках значилось теперь 35.000 рублей. В первый же день продали несколько пар. Дальше - больше. В конце июня цена составляла уже 45.000 рублей. Последние же остатки партии были проданы в августе по 49.000 рублей за пару. Почему все так произошло?
Большое рекламное противоречие?
Стремление рекламодателей и рекламистов при создании сообщения связать с рекламируемым продуктом самые теплые чувства часто приводит к чрезмерному увлечению построением насыщенного образного ряда.
Фактор рекламы в представлении курильщиком рынка табачных изделий. Психосемантический анализ
Под эффективностью рекламы в самом общем виде понимается ее способность изменять в нужную сторону представления человека о рекламируемом объекте и влиять таким образом на его покупательское поведение. Существуют разные точки зрения относительно степени такого воздействия рекламы. По мнению ряда специалистов в области рекламы, ее основной функцией является информирование о предметах, способных удовлетворить уже существующие потребности (Ч.Сэндидж, В.Фрайбургер, К.Ротцолл; Р.Ривс); рекламистам предлагается добиваться гармонии рекламируемых товаров с фундаментальными потребительскими запросами и нуждами. Ряд авторов придерживается точки зрения, что реклама оказывает непосредственное влияние на психику человека, актуализируя существующие потребности (В.Г.Зазыкин; О.А.Феофанов).
Влияние гендерных стереотипов на восприятие голоса диктора в рекламе (1)
Очень важным компонентом суггестивного влияния является голос - его темп, высота, тембр, громкость. Восприятие голоса происходит, как это ни покажется странным, совершенно спонтанно и подсознательно. Современные психологи уже сформировали четкое представление о том, что качество голоса является определяющим в процессе межличностной коммуникации. И поэтому при создании радио- и телевизионной рекламы необходимо учитывать этот факт.
Каплю мифа к каждому бочкареву?
Если можно одним словом выразить настрой потребителей по отношению к рекламе в нашей стране, это слово - недоверчивость. Во-первых - слишком много поводов давала сама реклама. Во-вторых, слишком многие люди (психологически) еще не приспособились к изменившимся обстоятельствам, и чувствуют свою слабость и уязвимость. Человек же чувствующий свою слабость - недоверчив.
Рекламируем или продаем?
Постоянно слышны сетования на то, что вот-де нет у нас в стране полноценного образования в области рекламы и, соответственно, не хватает грамотных специалистов в рекламной отрасли. Специалисты после посещения фестивалей чешут лица и говорят, что ничего нового и интересного оне не увидели. Нет свежей крови. Может, следует пустить?
Технология поведения рекламы
Сегодня рекламисты все чаще начинают вспоминать фундаментальные психологические теории. Особенно это касается российских рекламистов - они начинают понимать, что на одном «творческом озарении» выехать уже сложно. Огромные деньги, которые тратит рекламодатель на продвижение своего товара, требуют какого-никакого фундамента. Сначала рекламисты с неохотой осознали необходимость предварительных маркетинговых исследований, затем тестирования готовых сообщений. Последнее время снова стали все чаще вспоминать теории мотивации, а также формулы эффективности рекламного сообщения, давно известные, но тем не менее предоставляющие большие возможности для создания оригинальной и побуждающей к покупке рекламы.
Научная реклама. Ч.4
Scientific Advertising, 1923, by Claude Hopkins
Начало публикации в альманахе «Лаборатория рекламы» № 7-8
Сокращенный перевод А.П. Репьева.