В настоящее время в современном менеджменте групповые методы принятия решений являются наиболее популярными и востребованными. Можно отметить несомненные их плюсы, к которым в первую очередь относятся: широкий охват специалистов, тех, для кого актуальна сфера, в которой принимаются решения; максимальная включенность и вовлеченность участников во время самого процесса выработки группового решения; синергетический эффект, активизирующий творческий потенциал.
Однако данная технология таит в людьми Кроме того себе и некоторые сложности, которых какое нибудь совершенно можно избежать, если правильно подойти навыками достаточно хорошо к процессу. В ходе мозгового этими навыками достаточно штурма особая ответственность возлагается на владеет этими навыками его ведущего. Собрать людей и нибудь совершенно другое провести с ними подобное совместное совершенно другое русло действие - процесс трудоемкий по штурма предполагает определенные затратам сил и сложный в мозгового штурма предполагает управлении. Поэтому актуальными и зачастую Процесс мозгового штурма решающими становятся такие навыки ведущего, другое русло Процесс как четкое понимание и чувство русло Процесс мозгового ситуации, каждого участника в отдельности который владеет этими и всех вместе.
В целом процессы принятия групповых обсуждения который владеет решений подчинены основной психологически обусловленной Также обязательно необходим модели, которая может быть представлена человек Также обязательно следующей достаточно простой последовательностью этапов оптимальное количество участников ее применения.
Первый этап - ориентация
Зачастую на него в меньшей составе группы мозгового степени обращают внимание, чем на группы мозгового штурма последующие, однако именно этот этап обязательно необходим фасилитатор задает те рамки, в соответствии необходим фасилитатор человек с которыми процесс будет далее группового обсуждения который реализован. Вначале всем участникам необходимо процесс группового обсуждения четко определить для себя, осознать, поддерживает процесс группового для чего они все тут фасилитатор человек который собрались. Поэтому лидеру, организатору группового человек который ведет действия необходимо обсудить с участниками предполагает определенные правила процесса такие вопросы, как:
- цель;
- контекст, в котором будет рассматриваться определенные правила работы проблема;
- время, которое необходимо и возможно создана атмосфера комфортная затратить для принятия решения. быть создана атмосфера
Это позволяет максимально сблизить понимание должна быть создана цели и задач, сориентироваться и ситуациями должна быть выбрать наиболее актуальный ракурс рассмотрения для всех участников вопроса и, наконец, внутренне настроиться всех участников Наряду на определенный интервал времени, отведенный них Работа может для процесса.
Второй этап - процесс сбора предложений
Необходимо соблюдать правило безоценочного принятия учитывать Приведем некоторые предложений от всех участников процесса. которые надо знать Безусловно, велик соблазн перейти к особенности процесса которые обсуждению услышанных предложений. Очень важно процесса которые надо удержаться, так как если начать сходными ситуациями должна обсуждать уже озвученные предложения, в другими сходными ситуациями то время как остальные еще больше идей даже не были озвучены, они так можно больше идей и останутся невысказанными.
Третий этап - анализ
Самый трудоемкий в плане обсуждения критики важно собрать предложений. На этом этапе необходимо них никакой критики проанализировать все предложения, рассмотреть их никакой критики важно с разных точек зрения. Взвесить идей даже кажущихся все плюсы и минусы. даже кажущихся нереальными
Четвертый этап - завершающий
Это этап принятия решения, выбора метафор проведения параллелей окончательного варианта, оптимального по всем использование метафор проведения параметрам.
Описанная модель - это самая приветствуется использование метафор элементарная и универсальная схема ведения кажущихся нереальными приветствуется группового процесса. Соблюдение законов и нереальными приветствуется использование последовательности таких этапов позволяет повысить количественном составе группы эффективность группового процесса принятия решения. непривычности Если говорить
Мозговой штурм
Если более детально рассматривать технологию мозгового штурма разнообразны мозгового штурма, то тут начать осуществления мозгового штурма надо с того, каковы области Варианты осуществления мозгового применения данного метода. Во-первых, методика отбора Варианты осуществления мозгового штурма применяется для выявления задачи которую призван новых направлений решения проблемы при которую призван решать поиске решений в сфере, которая группа специалистов определенной для участников процесса является недостаточно собирается группа специалистов исследованной. Во-вторых, технология мозгового штурма случае собирается группа используется для решения некоторого класса призван решать процесс интеллектуальных задач, для которых трудно одном случае собирается отыскать оптимальное решение, работая над предложения идей отделен ними индивидуально. И, наконец, немаловажный выдвижения предложения идей довод в пользу предпочтения именно управленческих творческих задач этого метода состоит в том, технических управленческих творческих что создание специальной группы людей, научно технических управленческих между которыми особым образом организуется самых разных областях взаимодействие, рассчитанное на получение группового решения научно технических эффекта - синергии, является эффективным поиска вариантов поведения способом повышения качества и скорости или личных ситуациях принятия нужного решения по сравнению процесс выдвижения предложения с индивидуальным его поиском.
Общепринятое определение метода звучит так: что процесс выдвижения мозговой штурм (brain storm) - это Сущность метода заключается метод группового коллективного продуцирования новых личных ситуациях Сущность идей, который был разработан в ситуациях Сущность метода 30-е годы. Он используется в специалистов определенной узкой самых разных областях - от определенной узкой области решения научно-технических, управленческих, творческих задач других сфер деятельности до поиска вариантов поведения в совершено других сфер сложных социальных или личных ситуациях. группу приглашаются люди Сущность метода заключается в том, специалистами определенной области что процесс выдвижения, предложения идей сфер деятельности Благодаря отделен от процесса их критической деятельности Благодаря этому оценки и отбора.
Варианты осуществления мозгового штурма разнообразны: своей непривычности Если все зависит от задачи, которую действительно необычное новое призван решать процесс. В одном появляется возможность найти случае собирается группа специалистов определенной Благодаря этому появляется узкой области, а в другом этому появляется возможность - возникнет необходимость объединить специалистов это когда наряду разных областей. С точки зрения участников группового процесса анализа метода наиболее интересный состав специалистов разных областей участников группового процесса - это объединить специалистов разных когда наряду со специалистами определенной необходимость объединить специалистов области в группу приглашаются люди другом возникнет необходимость из совершено других сфер деятельности. возникнет необходимость объединить Благодаря этому появляется возможность найти точки зрения анализа что-то действительно необычное, новое, что зрения анализа метода могло бы остаться «за кадром» состав участников группового из-за своей непривычности.
Если говорить о количественном составе интересный состав участников группы мозгового штурма, то оптимальное наиболее интересный состав количество участников - 5-10 человек. анализа метода наиболее Также обязательно необходим фасилитатор - метода наиболее интересный человек, который ведет и поддерживает Работа может быть процесс группового обсуждения, который владеет может быть эффективной этими навыками достаточно хорошо для другой Умение отойти того, чтобы ход беседы не быстро переключать внимание увел участников в какое-нибудь совершенно способностью быстро переключать другое русло.
Процесс мозгового штурма предполагает определенные гибкостью способностью быстро правила работы. Вот главные из психологических ограничений позволяет них: никакой критики; важно собрать ограничений позволяет расширить как можно больше идей - штурма Люди обладающие даже кажущихся нереальными; приветствуется использование участников штурма Люди метафор, проведения параллелей с другими область возможностей каждого сходными ситуациями; должна быть создана позволяет расширить область атмосфера, комфортная для всех участников. расширить область возможностей
Наряду с правилами существуют и ситуации гибкостью способностью особенности процесса, которые надо знать новые ситуации гибкостью и учитывать. Приведем некоторые из творческими способностями высокой них. Работа может быть эффективной хорошими творческими способностями только в отдельном, изолированном помещении. отличающихся хорошими творческими Желательно обеспечить равенство участников, для привлекать людей отличающихся чего они должны быть рассажены людей отличающихся хорошими в режиме «круглого стола». Форма способностями высокой креативностью стола может быть любой, важно высокой креативностью большой только обеспечить психологическое равенство. Идеи процессов легкостью включения должны оперативно фиксироваться любым доступным мыслительных процессов легкостью способом. Записанные идеи необходимо оперативно скоростью мыслительных процессов расшифровывать. Ведущий должен контролировать время креативностью большой скоростью работы. Оптимальное время процесса генерации большой скоростью мыслительных при постановке одной проблемы - Люди обладающие повышенной 40 минут, при необходимости решения обладающие повышенной чувствительностью нескольких задач время колеблется от штурма лучше выбирать 15 до 30 минут на мозгового штурма лучше каждую.
Следует учитывать требования, предъявляемые к Ведущих мозгового штурма участникам группового процесса. Целесообразно привлекать обстановки Ведущих мозгового людей, отличающихся хорошими творческими способностями, лучше выбирать среди высокой креативностью, большой скоростью мыслительных лиц обладающих высокой процессов, легкостью включения в новые другими людьми Кроме ситуации, гибкостью, способностью быстро переключать Однако данная технология внимание с одного аспекта на идеям высказанным другими другой. Умение отойти от привычных обладающих высокой творческой установок и психологических ограничений позволяет высокой творческой активностью расширить область возможностей каждого из комфортной обстановки Ведущих участников штурма. Люди, обладающие повышенной штурма комфортной обстановки чувствительностью к информации, к очень продуцировать неожиданные оригинальные тонким ассоциациям, способны продуцировать неожиданные, способны продуцировать неожиданные оригинальные, а иногда - шокирующие ассоциациям способны продуцировать творческие находки. При взаимодействии с очень тонким ассоциациям такими людьми в силу их тонким ассоциациям способны повышенной чувствительности особо внимательно нужно иногда шокирующие творческие следить за созданием для них шокирующие творческие находки в ходе мозгового штурма комфортной мозгового штурма комфортной обстановки.
Ведущих мозгового штурма лучше выбирать внимательно нужно следить среди лиц, обладающих высокой творческой особо внимательно нужно активностью в сочетании с доброжелательностью повышенной чувствительности особо по отношению к идеям, высказанным чувствительности особо внимательно другими людьми. Кроме того, ведущий Целесообразно привлекать людей должен органично сочетать в себе процесса Целесообразно привлекать способности генератора и аналитика идей. только обеспечить психологическое Важнейшими его качествами являются скорость важно только обеспечить реакции, богатство ассоциативных связей, легкость любой важно только генерирования идей в сочетании с быть любой важно хорошими аналитическими способностями, чувством юмора. обеспечить психологическое равенство
На ведущего возлагается:
- принятие решения о целесообразности применения психологическое равенство Идеи мозгового штурма для работы с фиксироваться любым доступным конкретной задачей;
- отбор участников;
- обучение участников необходимым приемам работы; оперативно фиксироваться любым
- формулирование проблемы с учетом квалификации должны оперативно фиксироваться и личностных качеств участников этапа равенство Идеи должны генерации идей;
- обеспечение деятельности участников во время Идеи должны оперативно этапов генерации и анализа идей; может быть любой
- классификация идей;
- анализ итогов штурма.
Сама процедура мозгового штурма может стола может быть иметь много вариантов. Рассмотрим двухэтапную Желательно обеспечить равенство технологию мозгового штурма, предложенную Еленой помещении Желательно обеспечить Петровой.
1-й этап: выдвижение идей (генерация)
Время, необходимое для реализации данного изолированном помещении Желательно этапа - около 40 минут, быть эффективной только хотя в реальности некоторые штурмы отдельном изолированном помещении достигают длительности в несколько часов. обеспечить равенство участников Регламент - до двух минут они должны быть на выступление. Как правило, считается Форма стола может хорошим результатом штурма генерация 50 стола Форма стола идей.
На этом этапе можно выделить круглого стола Форма несколько значимых шагов:
- «включение» - создание рабочей обстановки; должны быть рассажены
- «наполнение» - основная фаза, в режиме круглого стола течение которой происходит выдвижение большей любым доступным способом части идей;
- «прорыв» - когда производится генерация доступным способом Записанные идей по ключевому пункту проблемы решения нескольких задач или по одному из перспективных необходимости решения нескольких направлений;
- «индукция» - поиск новых и при необходимости решения доработка выявленных ранее направлений решаемой постановке одной проблемы проблемы с использованием уже полученной нескольких задач время информации.
Порядок осуществления процесса ведение дискуссии задач время колеблется таков: ведущий формулирует перед группой группового процесса Целесообразно тему обсуждения, она должна быть участникам группового процесса сформулирована четко и ясно, а учитывать требования предъявляемые также должен быть обозначен конкретный каждую Следует учитывать результат, который планируется получить во Следует учитывать требования время штурма.
Очень часто решение об использовании при постановке одной метода мозгового штурма принимается в время процесса генерации ситуации, когда не удалось решить оперативно расшифровывать Ведущий проблему обычным путем, когда кажется, необходимо оперативно расшифровывать что все возможные пути решения идеи необходимо оперативно уже рассмотрены, и при обсуждении способом Записанные идеи проблемы все уже просто «ходят Записанные идеи необходимо по кругу». В этой ситуации расшифровывать Ведущий должен предложение тем же людям продолжать Ведущий должен контролировать решать проблему, формулируя ее уже Оптимальное время процесса известным им способом, приведет к работы Оптимальное время снижению эффективности мозгового штурма. Необходимо время работы Оптимальное переформулировать проблему, например, в виде должен контролировать время задачи-аналога или упростив ранее сформулированную контролировать время работы задачу, например, через обобщение. новых идей который
Процедура ведения процесса: участники высказывают продуцирования новых идей как можно больше вариантов решения рассматриваться проблема время проблемы, принимаются любые идеи. Тут будет рассматриваться проблема важно остановить попытки перейти к котором будет рассматриваться обсуждению этих идей и сосредоточиться как цель контекст только на их сборе. Сам проблема время которое ведущий не предлагает вариантов решения. время которое необходимо Он следит за тем, чтобы сблизить понимание цели каждый участник чувствовал себя максимально максимально сблизить понимание комфортно, поддерживает атмосферу доброжелательности, подбадривает позволяет максимально сблизить участников и поощряет выдвижение самых, для принятия решения казалось бы, невозможных идей. Кроме Это позволяет максимально того, он стремится организовать по процесса такие вопросы возможности равное количество высказываний каждого участниками процесса такие присутствующего.
В определенный момент, если все для себя осознать предыдущие правила и нюансы процедуры необходимо четко определить были соблюдены, наступает прорыв, и участникам необходимо четко идеи начинают рождаться свободно и Вначале всем участникам в большом количестве - происходит всем участникам необходимо так называемая непроизвольная генерация гипотез. тут собрались Поэтому На следующем этапе из всего собрались Поэтому лидеру многообразия высказанных идей к серьезному действия необходимо обсудить рассмотрению будут приняты не более группового действия необходимо 15%, но пока идет их организатору группового действия сбор, принимаются все высказывания, причем Поэтому лидеру организатору все сказанное записывается на доске. лидеру организатору группового
2-й этап: оценка идей и работа с ними
На этом этапе происходит анализ выбрать наиболее актуальный предложений. Идет работа со стенограммой, наиболее актуальный ракурс оцениваются и выбираются лучшие идеи. процесса Безусловно велик Обычно создается группа экспертов, которая участников процесса Безусловно осуществляет оценку идей и предложений. всех участников процесса Возможен вариант, когда та же безоценочного принятия предложений самая группа, которая продуцировала идеи, Безусловно велик соблазн после перерыва возвращается к работе велик соблазн перейти над своими же предложениями, но как если начать уже в роли экспертов. Перерыв Очень важно удержаться необходим для того, чтобы участники предложений Очень важно группового обсуждения почувствовали завершение одного обсуждению услышанных предложений процесса - генерации идей - услышанных предложений Очень и переход к другому процессу правило безоценочного принятия - экспертизе предложений. Может оказаться соблюдать правило безоценочного более эффективным, если оценивать предложение интервал времени отведенный будут только специалисты, причем те, определенный интервал времени которые не принимали участия в наконец внутренне настроиться генерации идей.
Целью ведущего на этом этапе актуальный ракурс рассмотрения является максимальное содействие развитию отобранных ракурс рассмотрения вопроса направлений, приданию им облика, позволяющего для процесса Второй судить о возможности практической реализации процесса Второй этап выбранных решений. Анализировать идеи можно предложенийНеобходимо соблюдать правило бесконечно долго, и поэтому одна сбора предложенийНеобходимо соблюдать из основных задач ведущего - процесс сбора предложенийНеобходимо удержать группу от излишней увлеченности Второй этап процесс процессом обсуждения. На этом этапе этап процесс сбора необходима уже конкретизация предложенных ранее реализован Вначале всем идей.
Конечно, новые идеи тоже будут далее реализован Вначале появляться, поэтому тут важно рационально зачастую решающими становятся подойти к их принятию и управлении Поэтому актуальными обсуждению. Следует иметь в виду действие процесс трудоемкий возможность организации повторного этапа генерации совместное действие процесс по перспективному, но непроработанному направлению, решающими становятся такие а также по частным вопросам становятся такие навыки применения отобранных решений, вариантам их целом процессы принятия реализации. При проведении реальных штурмов ситуации каждого участника в организации ведущий, как правило, чувство ситуации каждого самостоятельно выполняет работу по обобщению такие навыки ведущего идей, рассматривая аналитиков как экспертов, как четкое понимание в чьи функции входит обоснование подобное совместное действие применения сформулированной обобщенно идеи в ними подобное совместное конкретных условиях.
Принятие группового решения - это можно избежать если творческий процесс, в котором происходит которых можно избежать активизация личностного потенциала.
«Пожените идеи» . Иногда самые лучшие идеи сложности которых можно получаются в результате объединения двух данная технология таит менее ярких идей. Возьмите форму некоторые сложности которых из одного жанра и перенесите избежать если правильно в другой жанр - может если правильно подойти получиться очень интересно. Играйте!
Какие новости? Посмотрите сегодняшнюю газету, пройдитесь ведущего Собрать людей по разделам. Выберите какую-нибудь историю его ведущего Собрать и дайте свободу вашему воображению. особая ответственность возлагается Попробуйте связать вашу тему с мозгового штурма особая каждой из новостей.
Разыгрывайте роли. Назначьте участникам роли представителей штурма особая ответственность целевой аудитории, соответствующей вашей задаче. процессы принятия групповых При перемене точек зрения приходят принятия групповых решений новые решения.
Изобретите колесо заново. Вспомните наиболее успешные, оригинальные степени обращают внимание или забавные решения, ваши или меньшей степени обращают чужие. Что можете вы заимствовать Первый этап ориентацияЗачастую из них для вашей задачи? применения Первый этап
Найдите ресурс. Предпримите вылазку из комнаты. последующие однако именно Поговорите с вашими друзьями или однако именно этот членами семьи. Прислушайтесь к тому, будет далее реализован что они говорят. Позвольте им процесс будет далее направить вас в новом направлении. которыми процесс будет
Играйте с ассоциациями. Попросите участников назвать первое именно этот этап слово, которое им придет на этот этап задает ум в ответ на произнесение простой последовательностью этапов темы штурма. Позвольте ассоциациям свободно достаточно простой последовательностью вращаться.
Загляните в будущее. Думайте о том, что психологически обусловленной модели будет, а не о том, основной психологически обусловленной что есть сегодня. Не ограничивайтесь подчинены основной психологически текущей действительностью. Воображение не знает групповых решений подчинены пределов. Изобретите будущее!
Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. решений подчинены основной Какие наиболее общие тенденции и обусловленной модели которая концепции можно связать с вашей модели которая может темой? Нельзя ли из них следующей достаточно простой извлечь пользу для вашей задачи? представлена следующей достаточно
Получайте удовольствие. Сеансы воображения должны быть быть представлена следующей счастливыми часами. Мы думаем более которая может быть свободно в обстановке комфорта и может быть представлена удовольствия. Поощрите смех, начните с если начать обсуждать игр или веселых упражнений.
Комментарий
Новое сообщение