Красная нить рекламы парфюмерии - это поиски способа передать характер запаха рекламируемого парфюма, не задействуя назальные рецепторы читателя/зрителя, заставить «пахнуть» лист бумаги или экран телевизора. Все происходит на уровне ассоциаций. В голове, а не в носу. Психологически, а не физиологически
В данной статье будут представлены только образцы - из печатных источников. Но я проверила - эти же закономерности повторяются и в телевизионной рекламе.
В таблице ниже приведены ассоциативные приемы передачи характера запаха, которые систематически вырисовываются при анализе огромного количества образцов рекламы парфюмерии. Напротив каждого приема будет характерная черта, которую пытались передать с помощью вербальных и визуальных средств.
Прием | Характерная черта аромата |
1. Ассоциативная связь с источником света | Легкий, светлый |
2. Показ пары он+она | Теплый, страстный |
3. Показ пары он+она с соседством образа воды | Страстно-свежий |
4. Ассоциативная связь со стихией воздуха | Воздушный, легкий |
5. Ассоциативная связь с приятностью тактильных ощущений | Теплый, интимный |
6. Ассоциативная связь с городом | Резковатый, урбанистический |
7. Соседство с цветами | Ярко выраженный цветочный, насыщенный |
8. Ассоциативная связь с водой | Свежий |
9.Ассоциативная связь с энергией движения | Энергичный, яркий |
10. Семантика символа | В зависимости от символа |
11. Ассоциативная связь с драгоценностями | Драгоценный, дорогой, насыщенный, плотный |
12. Время суток и года | У каждого времени своя семантика |
13. Ассоциативная связь с огнем | Теплый, даже горячий |
14. Сексуальный посыл | Сексуальный |
15. Описание характера парфюма или целевой аудитории | В зависимости от характера |
16. Национальный колорит | В зависимости от стереотипа сложившегося в отношении того или иного национального характера |
17. Графическая размытость образа | Неопределенность, многоаспектность |
18. Ассоциативная связь с образом какого-либо животного | В зависимости от животного |
19. Ассоциативная связь с бабочкой | Летучий, неуловимый, нот при этом яркий |
20. Ассоциативная связь с одеждой | Материальность, плотность |
Я остановилась на двух типах примеров - вербальном и визуальном. В вербальных слова-маркеры характера аромата выделены курсивом. Сразу оговорюсь, что старалась избегать слишком фраз, таких как «Вы неповторимы» или «вы великолепны» или наоборот, слишком пространных, как, например, следующая: «Этот аромат представлен нотами желтой фрезии и холодными акцентами белого перца. В сердце аромата лежит иланг-иланг, дамасская слива и ароматная груша, которые гармонично соединены с ванильной орхидеей, чувственным уксусом и теплым сандаловым деревом». Меня интересовали образцы, где присутствовал «сухой остаток» смысла, приправленного яркой ассоциацией, поэтикой образа.
1. Ассоциативная связь с источником света.
Флюиды света легки до нематериальности, неуловимости. Как аромат духов.
Примеры - только визуальные (свет словами не передать).
2. Показ пары он+она.
Здесь возможно два варианта - дружба (теплый, доверительный запах) и любовь.Любовь у каждой пары пахнет по-своему. Но все согласятся, что страсть всегда узнаваема. По запаху в том числе.
Примеры - визуальные (ведь лучше один раз увидеть!). Обратите внимание, насколько разная «температура» запаха любви и дружбы!
3. Показ пары он+она с соседством образа воды (горячность надо охладить).
Примеры - визуальные.
4. Ассоциативная связь со стихией воздуха.
Примеры вербальные:
- Un peu d'air sur terre (слоган для мужского аромата от Lakoste)
- Happy Spirit (имя для женского аромата от Chopard)
Если в вербальных приемах достаточно упомянуть слово, то вот как передать воздушную, легкую сущность аромата в образе? Изобретательность авторов не знает границ. Можно вывести целый перечень придуманных ими способов:
4.1. Изображение дуновения.
4.2. Изображение распыляющих устройств.
4.3. Изображение развевающихся по воздуху легких тканей и текстур.
4.4. Изображение зависших в воздухе героев без опоры под ногами.
4.5. изображение птиц, летающих или улетевших предметов.
5. Ассоциативная связь с приятностью тактильных ощущений.
Нежное интимное касание приятно и тепло. Как аромат, который коснулся тихо и ненавязчиво, но очень доверительно. Примеры только визуальные, потому что касание нужно показать. Во втором и третьем образце хорошо просматривается еще связь с источником света.
6. Ассоциативная связь с городом. Город - мир энергичных, спешащих, движимых нехваткой времени. Город никогда не останавливается. Даже ночь проходит под знаком «action». Урбанистические джунгли имеют свои законы. Их обитателя можно вычислить, в том числе по запаху. А если город не абстрактный, а совершенно конкретный и имеет свою сложившуюся ауру...
Вербальные приемы:
- Неповторимые образы Нью -Йорка: «Ззнаменитая Пятая Авеню, Центральный Парк, модные рестораны Манхеттена и она - всегда элегантная и уверенная в себе. Стильный и роскошный аромат, созданный французским парфюмером» (текст для женского парфюма Masaki от Masaki Matsushima)
- «Блистательная парижская вечеринка... Горящие огни города уже давно манят прочь...» (зачин текста для женского аромата U by Ungaro от Avon).
- «Теплый вечер в Париже... Изысканная вечеринка уже близка к финалу» (зачин для мужского аромата U by Ungaro от Avon).
Визуальные приемы:
7. Соседство с цветами. Цветы - естественные доноры ароматов. Все знают, как пахнет тот или иной цветок. И даже если присутствует только идея цветка (как в третьем и четвертом примере), то все равно передаваемый аромат становится цветочным.
Вербальный пример:
- Rosy Sky (название парфюма от Peynet)
Визуальные примеры:
8. Ассоциативная связь с водой. Идею воды, как и воздуха, дизайнеры передают по-разному. Но всегда от нее веет упоительной свежестью и прохладой.
Вербальные примеры уже дают нам возможность увидеть способ донесения идеи воды - упоминание воды в состоянии льда.
- «Вода в движении» (слоган для парфюма от Kenzo)
- «Растапливая лед» (слоган для женского парфюма Ice Touch от Mexx)
- «Раскалывая лед» (слоган для мужского парфюма Ice Touch от Mexx)
И визуальные приемы тоже красочно доносят идею воды через:
8.1. Изображение льда:
8.2. Изображение водоплавающих тварей (хвост крокодила в первом примере, дельфин во втором и моллюск в третьем) и водных технических устройств:
8.3. Просто изображение моря, бассейна - короче, воды:
9. Ассоциативная связь с энергией движения. Энергичные люди исповедуют активную жизненную позицию их нельзя долго видеть в одном месте. Движение - их конек. Их аромат - яркий, как их жизнь.
Вербальные примеры:
- Hugo Energise (название мужского парфюма от Hugo Boss)
- «Грация. Очарование. Энергия»(женский аромат Urban Flowers Roma)
Визуальные примеры:
10. Семантика символа. Язык символов достаточно универсален, чтобы доносить информацию об аромате, зашифрованную в них, до большого количества людей одновременно. Сейчас в примерах покажем символы с указанием расшифровки. Примеры будут только визуальные, так как символы - это изображения.
10.1. Сердце - символ любви. Любовные ароматы:
10.2. Яблоко - символ соблазна. Соблазняющие ароматы:
10.3. Пальма - символ юга и тепла. Теплый аромат:
10.4. Пуля - символ войны. Поражающий наповал аромат:
11. Ассоциативная связь с драгоценностями. Драгоценность вносит в нашу жизнь эмоцию. Дорогую, плотную, материальную. Как ее аромат.
Вербальные приемы:
- La Perla (имя для женского парфюма от Blue)
- Noa Perle (имя для женского парфюма от Noa)
Визуальные приемы:
12. Время суток и года. Ночь таинственна. День ярок и насыщен. Утро дарит обещания. Вечер романтичен. Лето ярко и насыщенно эмоцией. Зима прохладна и дарит размеренность. Осень слегка ностальгична. Весной бурлит жизнь и все только начинается...
Вербальные приемы:
- «Очарование ночи» (имя для женского прафюма от Hugo Boss).
- «Магия начинается в полночь».
- Summer White (имя для женского аромата от Avon)
- «Благоухающее лето» (слоган для туалетной воды Pur Blanca Blush от Avon).
Визуальные приемы. Времена суток. В третьем и четвертом примерах видим и присутствие воды:
Визуальные приемы. Времена года:
13. Ассоциативная связь с огнем. Горячая опаляющая субстанция. Накал, сила эмоции. Аромат для сильных, страстных и смелых.
Вербальные примеры:
- «Чувственность. Теплота. Сияние» (женский аромат Trueglow от Avon).
- «Чувственный. Огненный. Страстный» (женский аромат Passion Dance от Avon).
- «Огненный танец» (название парфюма от Avon)
Визуальный пример:
14. Сексуальный посыл.
Вербальный прием:
«Сексуальный аромат в сексуальном флаконе. Взрыв женственности с притягательным эффектом» (текст для женского аромата Bond Girl 007 от Avon)
Визуальные приемы:
15. Описание характера парфюма или целевой аудиторит. Здесь все зависит от выбранного характера. Этот характер носит и аромат.
Вербальные примеры:
- «Неповторимые образы Нью-Йорка: знаменитая Пятая Авеню, Центральный Парк, модные рестораны Манхеттена и она - всегда элегантная и уверенная в себе. Стильный и роскошный аромат, созданный французским парфюмером» (текст для женского парфюма Masaki от Masaki Matsushima) Этот текст мы уже видели в связи с городом. Но и характер здесь тоже прорисован.
- «Чувственная, притягательная» (характеристика женщины аромата Treselle от Avon).
- «Новая чувственная парфюмерная вода» (характеристика аромата Very Irresistible от Givenchy).
- Be...kissable (имя для женского аромата от Avon)
- «Сумасшедшие наряды, смешение красок и стилей - Ваше кредо? Порадуйте себя радостным беззаботным ароматом, таким, как туалетная вода Be...Sponteneous» (реклама женского аромата от Avon).
- «Очень элегантный, очень веселый, очень Ваш...» (слоган для женского аромата Very Irresistible от Givenchy).
- Clinique Happy (имя для парфюма от Clinique).
- «Соблазнительная» (характеристика женщины аромата Trueglow от Avon).
- «Элегантная» (характеристика женщины аромата Little Black Dress от Avon).
- «Смелый» (характеристика мужчины аромата Fullspeed от Avon).
- «Энергичный» (характеристика мужчины аромата Essence от Avon).
- «Страстный» (характеристика мужчины аромата Midnight от Avon).
Визуальные примеры - справочник харАктерных запахов.
15.1. Игривый:
15.2. Воинственный:
15.3. Томный:
15.4. Задорный, веселый:
15.5. Нежный, милый:
15.6. Печальный:
15.7. Влюбленный:
15.8. Дружелюбный:
15.9. Дьявольский:
16. Национальный колорит. Американки энергичны, парижанки романтичны, англичанки слегка чопорны, негритянки страстны... Это массовые стереотипы, конечно.Но ведь и реклама - массовая коммуникация.
Вербальные примеры:
- «Токийская женщина загадочна и полна неожиданных контрастов. Верная традициям и открытая всему новому, она бережно хранит гармонию тайн востока и современных тенденций» (текст для женского аромата Urban Flowers).
- «Блистательная парижская вечеринка... Горящие огни города уже давно манят прочь...» (зачин текста для женского аромата U by Ungaro от Avon) Французскость, легкость отношений известна всем.
- «Теплый вечер в Париже... Изысканная вечеринка уже близка к финалу» (зачин для мужского аромата U by Ungaro от Avon).
Визуальные примеры:
17. Графическая размытость образа. Неопределенность, неоднозначность, отсутствие четких границ, наложение одно на другое, многоаспектность - вот характеристики аромата.
Визуальные примеры:
18. Ассоциативная связь с образом какого-либо животного. Для каждого животного - свой стереотипный набор признаков.
18. 1. Гипнотизирующий аромат, как взгляд змеи:
18.2. Хищный, опасный аромат, как большая кошка:
19. Ассоциативная связь с бабочкой. Бабочка тоже относится к миру фауны. Но ее вынесем отдельно. Она еще и легкая. И летает. И красивая, как цветок. Вот и получается, что и стихия воздуха, и идея цветка, и характер животного завязываются в нечто нераздельное. И аромат получается богатый и сложный.
Визуальные примеры:
20. Ассоциативная связь с одеждой. Все помнят, что отвечала Мерилин Монро на вопрос, что на ней надето ночью: «Несколько капель Шанель №5». Вот и в данном случае предлагается «надеть» на себя аромат весьма «материальный».
Визуальные примеры:
Вместо заключения
Часто, как вы уже видели по ходу размышлений, в одном рекламном обращении можно видеть несколько приемов ассоциативной передачи запаха. Думаю, что главное в данном случае - не использовать антонимичных по значению приемов - например, ассоциативная связь с огнем дает нам горячий, зажигательный в восприятии аромат. А ассоциативная связь с водой делает абсолютно противоположную работу - освежает и успокаивает аромат. Как они должны работать в паре? Если это происходит, приемы убивают друг друга, и аромат в передаче получается непонятный. Продает ли реклама, которая непонятна?
Давайте посмотрим несколько вариантов.
В данном случае мы видим:
- сексуальный посыл,
- ассоциативную связь с одеждой,
- соседство с цветами (лепестки),
- характер целевой аудитории.
В результате аромат имеем сексуальный, достаточно плотный и насыщенный.
В данном случае наблюдаем:
- сексуальный посыл
- ассоциативная связь с водой
- ассоциативная связь с городом
- характер целевой аудитории (решительная)
В результате смешения получился аромат активный, сексуальный, свежий.
И последний образец, в котором можно наблюдать:
- размытость образа
- он+она
- ассоциативная связь с городом
В результате аромат - никакой. Неопределенный, однако, при этом страстный и активно-городской.
Таким образом, мы увидели, как материализуется нематериальная субстанция аромата.
Комментарий
Новое сообщение