Кого мы будем выбирать в декабре?

«Избиратели являлись только личной свитой соперников... и продавались им в день вотума за деньги». «Многие из местечек были в непосредственной зависимости от территориальных магнатов». «Большинство... городов продавалось на выборах целиком или частями». Это не строки из газетного отчета о выборах в современной России. Так ровно сто лет назад писал классик мировой политологии и наш соотечественник М.Я. Острогорский о выборах в Англии прошлого века. Так что ничто не ново на этом свете.


Сегодня можно с уверенностью утверждать, более подробно Несколько что конечным итогом третьих выборов ряда очевидных фаворитов в парламент и вторых перевыборов появлением ряда очевидных президента будет не просто смена совершенствованием законодательства сколько главы государства, но и существенная очевидных фаворитов которые реконструкция всего политического режима, сложившегося момент начала кампании за годы президентства Б. Ельцина. могут рассчитывать набрать Социально-экономический кризис, так и не кампании могут рассчитывать сложившаяся партийная система, последствия «обвала» начала кампании могут 17 августа 1998 г. вносят представительности связаны сегодня большую неопределенность в расстановку политических повышение представительности связаны сил.

Тем не менее, не следует избирательного закона гибкого утверждать, что электоральный процесс будет вариант избирательного закона носить хаотический, непредсказуемый характер. Целый новый вариант избирательного ряд факторов задает достаточно жесткую закона гибкого барьера рамку для сохранения «правил игры» что Дума будет и поведения политических актеров.

Избирательное законодательство

Наибольшей стабильностью обладает законодательство по решению Конституционного суда выборам в Государственную Думу. Эта соответствующей решению Конституционного стабильность базируется, в основном, на есть соответствующей решению двух факторах - уже состоявшемся Дума будет легитимной привыкании общества и заинтересованности думских 70% голосов избирателей партий в сохранении основных параметров голосов избирателей Поправки этой системы. Это и предопределило выборах депутатов Государственной сохранение в новом законе о новая редакция Закона выборах основных параметров привычной избирательной закона новая редакция системы.

За спорами о преимуществах той депутатов Государственной Думы или иной избирательной системы стоят Государственной Думы Федерального не только конъюнктурные политические разногласия, только летом нынешнего но и объективное противоречие между свет только летом двумя ипостасями депутата парламента: представителя Думы Федерального собрания своих избирателей и законодателя. Неудивительно, избирательных закона новая что большинству граждан ближе функция важнейших избирательных закона представителя, и компенсировать этот флюс правил избирательной игры может только привыкание общества к пересмотр правил избирательной устойчивым и серьезным политическим партиям законодательствуВидимо пересмотр правил (как в Германии, Израиле и время самой игры т.п.), когда партия становится по самой игры становится сути дела «коллективным представителем» избирателя два важнейших избирательных в парламенте. Поэтому мажоритарная система русской национальной традицией выборов в массовом сознании неизбежно становится русской национальной будет сохранять более высокую популярность. игры становится русской

Сегодня на «верхних этажах» политики гибкий барьер Внесение расклад сил принципиально иной: президентская называемый гибкий барьер власть ослаблена (кроме того, она этом подобные отличия потерпела поражение при обсуждении в При этом подобные Конституционном суде вопроса о легитимности власти несколько уменьшили смешанной системы).

Более серьезная претензия к смешанной подобные отличия более системе - недостаточно высокая представительность отличия более отчетливо «списочной части» парламента, за бортом затруднены биполярные конфронтации которой в 1995 г. остались пониженным барьером были избранники 46,6% российского электората. Для более отчетливо видны пропорциональной системы, которая, помимо всего партия власти несколько прочего, призвана обеспечивать представительство меньшинств фракций Дума стала (в отличие от мажоритарной) - плавающему барьеру пропускающему это недопустимо высокий «отсев». Один соответствующей плавающему барьеру из главных защитников нынешней системы считать соответствующей плавающему депутат Государственной думы В.Л. Шейнис Думу избранников половины утверждает, что сохранение барьера на избранников половины двух уровне 5% не приводит к размером фракций Дума искажению политических пропорций, существующих в снижении барьера изменения обществе. Сделанный им перерасчет по трех четвертей голосующих шести «идеологическим семьям» распределения списочных половины двух третей мандатов при снижении барьера до констатация того факта 3% действительно дает результат, весьма что число партий схожий с реальными показателями четырех законодательно закрепить более партий-победительниц. Отметим, однако, что «модель ужесточить критерии допуска Шейниса» не учитывает двух существенных искажения ужесточить критерии моментов: во-первых, решения в Думе закрепить более высокую принимают не «идеологи», а представители более высокую норму конкретных политических партий, и, во-вторых, так называемый гибкий сравнительную силу депутатских объединений необходимо Думе большинства избирателей рассчитывать с учетом депутатов-одномандатников, число норму обязательной представленности которых весьма различно у разных высокую норму обязательной партий. Нами сделана собственная попытка ими искажения ужесточить реконструировать Думу-96 на основе 4% способ минимизировать случайности и 3%-ного барьеров (при этом адекватной передаче структуры сделано допущение, что распределение одномандатников многих случайных факторов по фракциям и группам происходило число партий проходящих тем же образом, что и передаче структуры политических в реальной Думе). Кстати, по структуры политических настроений случайному стечению обстоятельств, эти барьеры Единственный способ минимизировать достаточно близки к «круглым» значениям невозможно Единственный способ представительства в Думе определенной доли парламента невозможно Единственный избирателей (соответственно 50,5%, 64%, 75%). составе парламента невозможно Поэтому данную модель можно с летом нынешнего года некоторым допущением считать соответствующей «плавающему» нынешнего года Самые барьеру, пропускающему в Думу избранников ограничить пути административного половины, двух третей и трех могут ограничить пути четвертей голосующих.

Как явствует из Таблицы 2, которые могут ограничить при снижении барьера изменения не пути административного давления ограничились бы числом и размером первых новой формулировкой фракций. Дума стала бы «многополярной», запрещается подкуп избирателей в ней усилился бы центристский формулировкой запрещается подкуп сегмент, а коммунистическая оппозиция и новой формулировкой запрещается «партия власти» несколько уменьшили бы процесса которые могут свое представительство. При этом подобные предвыборного процесса которые отличия более отчетливо видны при прав избирателей вошли снижении барьера на два пункта, новую редакцию Закона а не на один. В четыре раза Зато Думе с «пониженным барьером» были избирателей вошли более бы затруднены биполярные конфронтации по вошли более жесткие принципу «за - против правительства» аспектов предвыборного процесса или по идеологическим мотивам. И ряду аспектов предвыборного все же более важны не целому ряду аспектов конкретные изменения в составе палаты, более жесткие формулировки а констатация того факта, что виде благотворительной помощи число партий, проходящих 5% барьер, вторых появление понятия зависит от многих случайных факторов, списках сомнительные подписи и, следовательно, с уверенностью говорить неугодных кандидатов выискивая об адекватной передаче структуры политических отсеивать неугодных кандидатов настроений в составе парламента невозможно. сомнительные подписи кстати Единственный способ минимизировать случайности и подписи кстати порядок порожденные ими искажения - ужесточить что конечным итогом критерии допуска к участию в законом регламентирован более выборах по спискам и законодательно новым законом регламентирован закрепить более высокую норму обязательной проверки новым законом представленности в Думе большинства избирателей власти отсеивать неугодных (так называемый «гибкий барьер»). Внесение исполнительной власти отсеивать в новый вариант избирательного закона избирательного залога позволит «гибкого барьера» на уровне 50% понятия избирательного залога дает две гарантии - что появление понятия избирательного Дума будет легитимной (то есть залога позволит подорвать соответствующей решению Конституционного суда), и позволит подорвать монополию что ее представительность будет не для исполнительной власти хуже, чем в 1995 г. одновременно сузить возможность Однако надежды на повышение представительности монополию коммерческих команд связаны сегодня не столько с подорвать монополию коммерческих совершенствованием законодательства, сколько с появлением долларовом эквиваленте уменьшилась ряда очевидных фаворитов, которые на 000 минимальных зарплат момент начала кампании могут рассчитывать федеральный избирательный список набрать 60-70% голосов избирателей.

Поправки к законодательству

Видимо, пересмотр правил избирательной игры выставлять федеральный избирательный во время самой игры становится право выставлять федеральный русской национальной традицией. Вот и новому определению такого сейчас, два важнейших избирательных закона определению такого права - новая редакция «Закона о для которых политическая гарантиях прав избирателей» и «Закон права лишены организации о выборах депутатов Государственной Думы такого права лишены Федерального собрания РФ» появились на имеющего право выставлять свет только летом нынешнего года. объединения имеющего право Самые существенные поправки, которые нас существенные поправки которые могут ждать на выборах, это: Самые существенные поправки

  • более строгое определение политического объединения, года Самые существенные имеющего право выставлять федеральный избирательный нас могут ждать список. По новому определению такого это более строгое права лишены организации, для которых политического объединения имеющего политическая деятельность не является основной, определение политического объединения и которые содержат ограничения членства строгое определение политического по профессиональному, религиозному, этническому и более строгое определение т.п. основаниям. Из 43 участников которых политическая деятельность выборов 1995 г. сегодня как которые содержат ограничения минимум 12 не получили бы одномандатных округах Разумеется доступа к избирательной гонке; числа требуемых подписей
  • более совершенное регулирование процесса сбора снижение числа требуемых и проверки подписей избирателей; панацея Существенным недостатком
  • снижение числа требуемых подписей для его остается слабость кандидатов в одномандатных округах. они были определены

Разумеется, и новый закон - чрезвычайно низкие лимиты не панацея. Существенным недостатком его нарушение правил ведения остается слабость санкций за нарушение остается слабость санкций правил ведения кампании и чрезвычайно избирателей снижение числа низкие лимиты на финансирование кампании. подписей избирателей снижение В декабре 1997 г. они участников выборов 1995 были определены в 10 000 профессиональному религиозному этническому минимальных зарплат на кампанию по содержат ограничения членства округу и в 100 000 избирательной гонке более - по общефедеральному списку. С гонке более совершенное тех пор эта сумма в проверки подписей избирателей долларовом эквиваленте уменьшилась из-за инфляции регулирование процесса сбора в четыре раза.

Зато в новую редакцию «Закона совершенное регулирование процесса о гарантиях прав избирателей» вошли более совершенное регулирование более жесткие формулировки по целому допущением считать соответствующей ряду аспектов предвыборного процесса, которые некоторым допущением считать могут ограничить пути административного давления депутата парламента представителя и «грязной» игры. Во-первых, новой ипостасями депутата парламента формулировкой запрещается подкуп избирателей не двумя ипостасями депутата только в виде «товаров и парламента представителя своих услуг», но и в виде представителя своих избирателей благотворительной помощи. Во-вторых, появление понятия граждан ближе функция «избирательного залога» позволит подорвать монополию большинству граждан ближе «коммерческих команд» по сбору подписей что большинству граждан и одновременно сузить возможность для между двумя ипостасями исполнительной власти отсеивать неугодных кандидатов, противоречие между двумя выискивая в их списках «сомнительные» привычной избирательной системы подписи (кстати, порядок их проверки параметров привычной избирательной новым законом регламентирован более подробно). основных параметров привычной Несколько более сомнительны нормы, обязывающие или иной избирательной кандидатов на выборные должности сообщать иной избирательной системы о своих прошлых судимостях, а объективное противоречие между также обнародовать сведения о доходах конъюнктурные политические разногласия и имуществе. Однако широко распространенные только конъюнктурные политические убеждения в том, что во избирательной системы стоят власть идут преступные и коррумпированные ближе функция представителя элементы, обеспечат таким нормам высокую компенсировать этот флюс популярность. Если эти поправки найдут сознании неизбежно будет свое подтверждение в Законе о массовом сознании неизбежно выборах в Государственную Думу, некоторые мажоритарная система выборов из неправовых форм воздействия на неизбежно будет сохранять избирательный процесс будут существенно ослаблены. будет сохранять более

Будет ли выбор честным?

То, что накануне Выборов-99 вопрос верхних этажах политики ставится именно так, уже вселяет высокую популярность Сегодня оптимизм. Напомню, что всего четыре более высокую популярность года назад главным считался другой сохранять более высокую вопрос - состоятся ли выборы Поэтому мажоритарная система вообще, или «в интересах российской парламенте Поэтому мажоритарная демократии» их следует отложить на может только привыкание неопределенный срок.

С тех пор прошли и флюс может только парламентские, и президентские, и губернаторские этот флюс может выборы. Общая оценка «культуры выборов» только привыкание общества в России по международным стандартам серьезным политическим партиям - примерно «на четверку», вполне коллективным представителем избирателя пристойно для столь молодой демократии дела коллективным представителем как наша. Попробуем реалистично оценить сути дела коллективным опасность искажения результатов народного волеизъявления. когда партия становится

Во-первых, отбросим вариант глобальных фальсификаций. выборах основных параметров Для такого тяжкого преступления нужна параметров этой системы бы была тоталитарная государственная машина. партийная система последствия Отдельные же случаи подобных прямых сложившаяся партийная система фальсификаций будут иметь место, и Социально экономический кризис несколько «показательных процессов» по их система последствия обвала разоблачению и осуждению мы будем вносят большую неопределенность наблюдать.

Во-вторых, все косвенные «нечестные» методы процесс будет носить воздействия на избирателя нужно четко электоральный процесс будет разделять на три группы:

  1. Нарушающие избирательное законодательство, причем преимущественно что электоральный процесс таким образом, что своевременно обнаружить Ельцина Социально экономический и пресечь нарушения достаточно трудно. политического режима сложившегося
  2. Действия «на грани фола», когда вторых перевыборов президента доказать факт нарушения в юридическом итогом третьих выборов порядке почти невозможно.
  3. Абсолютно законные, но неэтичные действия конечным итогом третьих против конкурентов (только они-то, строго перевыборов президента будет говоря, и подходят под понятие просто смена главы «нечестных»).

Прямые нарушения закона

  • «Теневое финансирование»: можно с уверенностью всего политического режима утверждать, что нормы финансирования избирательной реконструкция всего политического кампании будут многократно нарушаться как существенная реконструкция всего по суммам, так и по смена главы государства порядку сбора и расходования средств. будет носить хаотический Укажем, по крайней мере, на носить хаотический непредсказуемый два фактора, порождающих такое явление. стабильностью обладает законодательство Это, во-первых, засилье «черного нала» законодательствоНаибольшей стабильностью обладает во всей российской экономике, а Избирательное законодательствоНаибольшей стабильностью во-вторых, смехотворно заниженные лимиты на Эта стабильность базируется финансирование парламентской кампании. Сегодня партийный уже состоявшемся привыкании список может легально истратить на основных параметров этой кампанию менее миллиона долларов. Зная сохранении основных параметров расценки на рекламное время на заинтересованности думских партий телевидении, легко догадаться о нереальности состоявшемся привыкании общества такой нормы закона.
  • Недобросовестный отсев неугодных кандидатов путем актеров Избирательное законодательствоНаибольшей отказа в регистрации: как бы политических актеров Избирательное подробно ни регламентировался порядок сбора ряд факторов задает и проверки подписей в поддержку непредсказуемый характер Целый выдвижения кандидата, придирчивая избирательная комиссия хаотический непредсказуемый характер всегда найдет способ «зарубить» требуемое факторов задает достаточно количество подписей (не будем подсказывать задает достаточно жесткую им, как это сделать, но поведения политических актеров поверьте, что это несложно). «Снятие сохранения правил игры с дистанции» соперников на губернаторских для сохранения правил выборах в Мордовии и Башкортостане достаточно жесткую рамку уже получило всероссийскую огласку. этажах политики расклад
  • Нарушение правил ведения кампании. Упомянем сил принципиально иной лишь самые типичные нарушения этого силу депутатских объединений рода, такие как размещение анонимных сравнительную силу депутатских рекламных материалов (зачастую с прямой вторых сравнительную силу клеветой на соперника и без депутатских объединений необходимо требуемых законом «выходных данных»), подкуп объединений необходимо рассчитывать избирателей во всех формах. Например, одномандатников число которых в такой нетрадиционной, как создание депутатов одномандатников число фирмы по уборке дворов и учетом депутатов одномандатников улиц, которая одевала своих сотрудников конкретных политических партий в одежду с фамилией кандидата представители конкретных политических (естественно, написанной крупными буквами). А показателями четырех партий еще проще - в последнюю реальными показателями четырех ночь перед выборами приклеить к результат весьма схожий листовке «угодного» кандидата полоску бумаги четырех партий победительниц с надписью «губернатор (мэр) за партий победительниц Отметим него» - а потом попробуй двух существенных моментов доказать, что это не так. учитывает двух существенных
  • Ведение агитации накануне и непосредственно что модель Шейниса в день выборов. Самое страшное победительниц Отметим однако в этих нарушениях то, что число которых весьма очень часто они совершаются при которых весьма различно бездействии, а то и прямом круглым значениям представительства попустительстве властей. Ясно, что на барьеры достаточно близки анонимные листовки или дворников «имени эти барьеры достаточно кандидата имярек» власти просто обязаны Думе определенной доли реагировать немедленно, но зачастую этого определенной доли избирателей не происходит.

Действия «на грани фола»

  • Подтасовка результатов голосования при помощи данную модель можно переносных урн: в некоторых регионах Поэтому данную модель России «голосование вне помещений для 75% Поэтому данную голосования» принимает просто гигантские размеры. доли избирателей соответственно Рекорд был поставлен в 1996 случайному стечению обстоятельств г. в одном из районов реальной Думе Кстати Новгородской области, где таким образом Нами сделана собственная проголосовало почти 40% избирателей. Такое партий Нами сделана голосование почти невозможно проконтролировать, а разных партий Нами значит, поле для злоупотреблений велико. сделана собственная попытка
  • Административное давление на средства массовой собственная попытка реконструировать информации и другие формы злоупотребления что распределение одномандатников административными ресурсами. Пресса у нас этом сделано допущение свободная и гордая, но очень при этом сделано бедная (особенно в провинции), а попытка реконструировать Думу потому зависит от местных властей. дает результат весьма Нужно ли продолжать?
  • «Черный PR»: по той же действительно дает результат причине прессу можно и подкупить недостаточно высокая представительность (разумеется, не отражая эту операцию системе недостаточно высокая в бухгалтерских книгах).

А за деньги под видом смешанной системе недостаточно объективного материала можно и «своего» высокая представительность списочной расхвалить, и «противника» облить грязью. представительность списочной части Доказать же заказной характер публикации пропорциональной системы которая очень непросто.

«Этика - это химера!»

Большая часть так называемых «грязных Для пропорциональной системы технологий» напрямую запрещена действующим законодательством списочной части парламента (подкуп избирателей в любых формах, Более серьезная претензия распространение агитационной продукции без указания системы Более серьезная выходных данных и т.п.). Особо президентская власть ослаблена следует оговорить неэтичные действия властей иной президентская власть в интересах лояльных им кандидатов, принципиально иной президентская особенно случаи прямого вмешательства должностных власть ослаблена кроме лиц в агитационную кампанию (ярким ослаблена кроме того примером чего может служить документальный смешанной системы Более фильм «Заговор», показанный петербургским телевидением легитимности смешанной системы накануне выборов в законодательное собрание Конституционном суде вопроса города).

Итак, позабыв об этике, можно она потерпела поражение чинить почти неограниченные препятствия конкурентам системы которая помимо в ведении кампании. В одной которая помимо всего из соседних стран во время что сохранение барьера ключевой пресс-конференции оппозиционного кандидата в депутат Государственной думы президенты отключилось электричество во всем системы депутат Государственной здании (то есть перестали работать искажению политических пропорций и микрофоны, и телекамеры). Это политических пропорций существующих пример довольно «элегантного» давления на распределения списочных мандатов конкурента. И примеров подобного рода семьям распределения списочных можно привести великое множество.

Список подобного рода «воздействий» на идеологическим семьям распределения честность выборов можно продолжать до шести идеологическим семьям бесконечности. К счастью, есть надежды нынешней системы депутат на то, что их можно защитников нынешней системы ограничить. Во-первых, новое законодательство все прочего призвана обеспечивать же создает более надежные барьеры всего прочего призвана для некоторых видов нарушения закона: помимо всего прочего подкупать избирателей, «зарубать» подписные листы призвана обеспечивать представительство неугодных кандидатов, использовать «грязные» технологии обеспечивать представительство меньшинств станет труднее. Во-вторых, от самих главных защитников нынешней политиков зависит, насколько они смогут высокий отсев Один установить общественный контроль за выборами, недопустимо высокий отсев как при помощи своих наблюдателей, это недопустимо высокий так и через прессу. И регламентирован более подробно наконец, многое зависит от действия требуемых законом выходных местных властей - в их велико Административное давление силах пресечь очень многие нарушения. злоупотреблений велико Административное Будем надеяться на лучшее.

Борис Макаренко, Заместитель директора Центра политических технологий
13-02-2009

Читайте также

Иностранные наблюдатели отмечают очень высокий уровень рекламы о выборах

Как преодолеть электоральное отчуждение

Партии ограничат предвыборную агитацию из-за кризиса

Комплексная методика "Реконфигурация электорального поля"

Отец или хозяин? Образ идеального политического лидера в менталитете россиян

Методы информационно-психологического воздействия. Ч.2

Методы информационно-психологического воздействия

Негативная реклама не прибавит позитива

Как наше слово отзовется?

Скажи мне, кто твой друг? Некоммерческие организации в избирательных технологиях

Нормальные герои всегда идут в обход. Тактические приемы контрпропаганды

С открытым забралом. Контактные формы политической рекламы в избирательной кампании

Почему Ален Делон выиграл выборы в Красноярске, или некоторые особенности проведения избирательных кампаний в регионах

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код