"Надо было перепробовать всё, чтобы понять - ответ прямо перед нами": агентство "Супрематика" о ребрендинге "буше"

Дизайнер агентства Владимир Лифанов рассказал о поиске новой идеи для "буше", ошибках и результатах ребрендинга.


Есть настоящее или искать "петербургское"

Учитывая наш мучительный опыт работы над ресторанным брендингом в прошлом, мы ждали проекта мечты. И он пришёл, откуда не ждали. Из Петербурга. Это большая сеть заведений "буше", их 40 в Петербурге, одно (скоро будет два) в Москве и одно скоро откроется в Амстердаме.

Я давно заметил, что по первой встрече с заказчиком легко понять, что будет происходить с проектом. Эта встреча задаёт общую канву работы над проектом.

Когда мы познакомились с владельцем "буше" Олегом Лега, я испытал странный спектр эмоций. В первую минуту разговора Олег спросил, что я оставлю после себя, когда умру. Напряжённый момент.

Впоследствии я узнал, что это ловкий способ выбивания с размаху стула из-под собеседника. Потому во всех интервью с Олегом замечено, что собеседование с ним - самое странное, что может произойти с человеком.

Я убеждён, что успешный итог работы - это результат совместных усилий дизайнера (исполнителя, арт-директора или креативного директора) и владельца бизнеса. Так что успех или неуспех проекта напрямую зависит от участия именно этих двух людей, причём от владельца особенно важно честное и аргументированное принятие решений.

Итак, проект "буше". С интересными и современными интерьерами, нестандартной философией, невероятной любовью к Петербургу. "буше" во многом такая же часть города, как гамма: затянутое облаками небо и разрисованные граффити дворы. И совсем этому не соответствующей на нынешнем этапе развития айдентикой.

"буше" - это не булочки и сердечки, а нечто большее, чем просто сеть кафе. Это места со смыслом.

"буше" давно отказалась от статуса "сети кондитерских кофеен". При этом айдентика напрямую ассоциировала их с таким описанием. Основная задача- измениться внешне так, чтобы соответствовать внутренним изменениям.

О значении слова "буше". Это советское кондитерское изделие, которое в "буше" не продаётся (ах, какой каламбур). Это редкий случай, когда статусная строка важнее самого названия. Поэтому стало понятно, что в концепции стоит сосредоточиться на идее "есть настоящее". А так как настоящее не предполагает иллюстраций (ведь они априори не настоящие), то следует отказаться от рисованных образов.

Первый заход

Один раз у меня уже получилось продать логотип, где вместо названия "диван" был подставлен диван. И мы подумали: "Вдруг получится и в этот раз?".

Не получилось. И не могло. Более того, ответов и комментариев от заказчика мы так и не дождались. Что тут вообще можно сказать?

Затем мы попробовали порисовать, хоть я был вроде как против. Рисовать действительно не стоило. Сердечко - тем более.

Мы пытались сделать уникальное написание. И оно тоже не получалось.

Всё это было тупиком.

Прошёл месяц с начала работы. Идей не было.

 

Второй месяц работ

Мы решили, что можно попробовать развить линию о людях и их историях (ещё один слоган "буше"). Мы использовали фотографии разных предметов, рассказывающих об их владельце лучше него самого.

Стало на полградуса теплее.

А потом поняли, что такое себе удовольствие пить из стаканчика с грязными кедами. И стали выкладывать всякое из объектов.

Хлеб в виде улыбки. Кошмар, конечно. Но тогда нам казалось, что это в целом неплохо.

Были и по-настоящему плохие идеи. Например, для их собственной сети мини-пекарен "Тёплого хлеба и под одеяло".

Сейчас нам очевидно, что это колени, выглядывающие из пакета.

Проект становился всё более и более безнадёжным.

Не знаю как часто, повернувшись и посмотрев в глаза, заказчик говорил вам: "Вова, это всё полное говно". Внушает оптимизм, однако. Зато это честно и правильно - говорить свои мысли по-настоящему.

Иногда у нас случались просветления. Например, мы представили "настоящее" как момент безвременья. Поэтому почему бы не использовать часы без стрелок?

А ещё настоящее - это комикс.

А, может быть, вообще не надо никакого брендинга?

Просто писать всё чёрными буквами на белом фоне.

Стало вроде бы "настоящее". И одновременно - никак. Не похоже на проект мечты. Оказалось, показать настоящее, которое есть, не так уж и просто. От отчаяния в презентациях стали появляться слайды, над которыми ты всерьёз задумываешься: это или гениально, или ад.

Чёрт возьми, они реально едят настоящее.

В начале апреля я предложил сделать картинку ко Дню космонавтики. Лишь грустную улыбку я получил в ответ от Олега.

Новая рекламная кампания

Чудовищно. Хотя. Стоп-стоп, вот же...

Новая рекламная кампания "буше", которой теперь обвешан весь Петербург. Первая здравая мысль. Мы просто дословно разложили слоган на графику. Слева "есть". Справа "настоящее".

Отлично, сказали нам в "буше". Но где айдентика? Пока было непонятно.

Мы были почти у цели.

И тут мы задумались. А что, если сделать айдентику не про заведения, а про сам город, с которым "буше" так плотно ассоциируется? И оказались правы.

Результат

Мы работали над проектом уже полгода. Надо было перепробовать всё, чтобы понять - ответ прямо перед нами. Листовки, трафареты, граффити. Городские текстуры. Всё, что сделает "буше" неотъемлемой частью Петербурга и впишет её в городскую среду. И ещё немного смелости показать это заказчику.

На одной из финальных презентаций заказчик попросил ничего не комментировать, а молча показывать слайды. Мол, обычные люди никогда не услышат этих объяснений, так что круто будет, если я всё увижу без слов. Давайте и я так и сделаю.

Пришлось признать: я был не прав наполовину. Рисовать нам в этом проекте пришлось. А ещё, сделав главным героем айдентики Петербург, мне пришлось его полюбить. Вернее, сначала я его возненавидел ещё больше. Пропорционально тому, как проект мечты рушился у меня на глазах. Но без любви (пусть лишь на время проекта) к тому, для чего делаешь айдентику, сложно получить что-то интересное, цепляющее.

За то, что получилось, важно поблагодарить не только команду "Супрематики": Марину Локтееву, Евгению Максимову, Валерию Вайцеховскую, Анастасию Ашукину, Ксению Липилину, но и команду "буше" - Олега Лега, Романа Певзнера, Евгению Песьякову. Эти люди достойно выдержали кошмар, который мы показывали на первых этапах работы. И были честны с нами.

Любопытно, что три года назад "буше" уже использовала трафареты, только более ограниченным форматом и только о кофе.

Мы опубликовали проект. Получили несколько тысяч репостов и сотен публикаций. И несколько десятков обвинений в плагиате.

Десять лет назад схожая идея была использована агентством "Янг и Рубикам" для рекламы зоопарка в Бронксе. Видели ли мы её до или во время работы над "буше"? Ответ очевиден - нет (впрочем, верить нам или нет - на ваше усмотрение).

Обесценивает ли это нашу работу? Вряд ли. Хотя бы потому, что идеи, смыслы и контекст, заложенные в работах, - разные, а трафареты - лишь двадцатая часть проделанной работы. И ожидать, что мы были первыми, кто использовал городские текстуры в айдентике, было бы странно. Это лишь графический ход, уместный для Петербурга и "буше".

03-12-2018

Читайте также

Море счастья в новом кейсе от брендингового агентства "Супрематика"

Сочетание холода и тепла в новом кейсе от брендингового агентства "Супрематика". Ребрендинг FINN FLARE

Ребрендинг группы компаний VDS

Hello, Kiki

Агентство "Супрематика" обновило фирменный стиль московской фабрики шляп Cardinal&Margo

Агентство "Супрематика" представило единый бренд для сети районных центров "Место встречи"

Есть настоящее. Петербургская компания буше провела масштабный ценностный ребрендинг

Адентика customer experience agency Gotcha! от Супрематики

Рестайлинг сети поликлиник "Семейный доктор"

Логотип, фирменный стиль и дизайн упаковки пива для ресторана "Grut"

Suprematika погрузилась в гармонию с природой

Владимир Лифанов разработал дизайн упаковки батончиков мюсли

Брендинг "Аэропарка Завидово"

Говорящая "Москвазбука"

Обучающий "Лён"

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код