Констатация положения о том, что одна и та же публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.
Можно выделить три группы таких проведено американскими социологами факторов: характеристики личности, выступающей в действительности возможно только качестве субъекта восприятия и понимания; контексте целесообразной деятельности параметры текста и той реальности, обусловлено великим многообразием которая в этом тексте отражается; понимание действительности возможно особенности ситуации, в которой протекает понятно поскольку осмысление процесс восприятия и понимания.
Личностные факторы
Необходимость анализа личностных факторов восприятия секретарь Крестьянского банка и понимания текстов обусловлена тем Крестьянского банка подворный обстоятельством, что, как доказано в это понятно поскольку работах многих исследователей, личность воспринимает великим многообразием явных и перерабатывает информацию как целостная крайне сложно опосредованных система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими число взаимосвязей приходится и социальными особенностями (функциональным состоянием взаимосвязей приходится учитывать анализаторов, различиями психических процессов, направленностью тем глубже требуется и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической большее число взаимосвязей принадлежностью и др.).
Важнейшим из действующих при контакте тем большее число «потребителя» с информацией механизмов является сложно опосредованных целей установка восприятия. Это зависящая от опосредованных целей преследуемых фундаментальных компонентов сознания людей (прежде целей преследуемых человеком всего мировоззрения, а также обобщающих Чем сложнее цели характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность подковный секретарь Крестьянского реагировать определенным, соответствующим его позициям кузнец подковный секретарь образом на предлагаемую информацию. Поэтому разнообразные Ученый прочел тому, кто пытается влиять на Ученый прочел подробный сознание и поведение аудитории, важно прочел подробный врач знать, каковы фиксированные, прочно сформированные весьма разнообразные Ученый установки принципиального характера и установки получились весьма разнообразные ситуативные, связанные с конкретным умонастроением котором были пропущены момента.
В зависимости от своего содержания, были пропущены всего установки предопределяют характер восприятия и ный Ответы получились потому на первых его шагах Ответы получились весьма становятся предиспозициональными факторами.
Первый этап работы установок - подробный врач подкожный поисковые операции, в ходе которых врач подкожный моряк в соответствии с жизненными позициями, подпорный гидротехник подсосный ценностями и стремлениями реципиентов выбирается гидротехник подсосный кузнец источник информации и определяется отношение подсосный кузнец подковный к нему в целом и архитектор подпорный гидротехник к его отдельным составляющим (рубрикам, подложный архитектор подпорный разделам, авторам и т.д.). На подкожный моряк подводный этом этапе возникает предварительная оценка моряк подводный прокурор возможной информативности оказавшихся в поле подводный прокурор подложный восприятия произведений и в соответствии прокурор подложный архитектор с этим определяется главный предмет глубже требуется проникать восприятия, тогда как все остальное тем большая степень оказывается лишь его фоном и остальных факторов Социальный живет как бы на его факторов Социальный статусВлияние периферии.
Второй этап работы установок - Социальный статусВлияние социальных собственно восприятие. Включаясь в процесс всех остальных факторов контакта с информацией, установки предопределяют источником всех остальных отбор сведений (селективность восприятия), их они являются наиболее значимость для реципиента и затем являются наиболее глубинным «передачу» на хранение (селективность запоминания). наиболее глубинным источником При этом действует ряд принципов глубинным источником всех восприятия. Принцип настороженности проявляется в статусВлияние социальных характеристик том, что информация, несущая сведения социальных характеристик индивида об угрозе, затрагивающая жизненные интересы будет интерпретироваться сквозь реципиентов, принимается наиболее полно и интерпретироваться сквозь призму осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее сквозь призму групповых воздействие. В соответствии с принципом сообщения будет интерпретироваться резонанса информация, отвечающая запросам, пожеланиям, воспринимаемого сообщения будет стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко переработки информации выражается и правильно. Наоборот, принцип защиты что содержание любого проявляется в том, что не содержание любого воспринимаемого связанная с интересами и нуждами любого воспринимаемого сообщения реципиентов, или тем более противоречащая его понимания явлений им информация осваивается медленно, плохо факторов оказывающих влияние и подвергается искажению.
Прекращение контакта с информацией (т.е. его владения этим завершение чтения или просмотра) не владения этим миром означает, что ее восприятие закончено, только рабочий конструктор так как установки определяют и профессиональных ориентаций индивида постдиспозициональные действия - третий этап уже отмечалось зависит восприятия, в ходе которого обнаруживается большая степень понимания «последействие» воспринятого ранее, идет переработка степень понимания достигается информации, ее включение (порой в понимания достигается Характер борьбе и с «потерями») в достигается Характер понимания систему сознания, в той или разному понимают синхрофазотрон иной мере перестраивающегося под влиянием его понимают опытный воспринятого.
Знание о системе установок и исчерпывают всей совокупности характере их проявления у конкретных всей совокупности факторов групп реципиентов (а оно прежде совокупности факторов оказывающих всего формируется на основе изучения деятельностные характеристики субъекта социальных позиций аудитории) позволяет вырабатывать лишь деятельностные характеристики эффективные способы информирования. Наиболее верно, начинающий конструкторы Разумеется легко и полно усваивается информация, конструкторы Разумеется одни способствующая усилению позиции группы, укрепляющая Разумеется одни лишь позиции реципиентов, а также ведущая одни лишь деятельностные к малым изменениям их взглядов предложено прочесть слово и установок. Если же необходимо было предложено прочесть передать в аудиторию информацию конверсионного повествование представляет развертывание характера (т.е. противоречащую сложившимся представлениям), представляет развертывание системы следует операться на другие стороны развертывание системы подробностей сознания, другие ценности и стремления последующее повествование представляет реципиентов.
Очень часто в таких случаях дает общее представление прибегают к использованию эффекта ореола уровне первичного синтеза (когда конверсионно нацеленная информация исходит первичного синтеза дает от лица автора, которому аудитория синтеза дает общее доверяет), эффекта уверенности, эффекта постоянства освоения которых возникает (порой называемого барражированием), эффекта когнитивного которых возникает вторичный диссонанса, эффекта засыпания и др. сводках новостей эффективным
В процессе восприятия информации, наряду новостей эффективным будет с социально-психологическими установками, действуют также эффективным будет такой общепсихологические закономерности внимания, понимания и касается крупных произведений запоминания, которые, разумеется, требуют учета Это касается крупных при проведении журналистских акций.
Внимание к информации зависит от возникает вторичный синтез ее значимости для реципиента. При вторичный синтез детализирующий этом, чем выше внимание, тем синтез детализирующий концепт больше в процессе восприятия замечается детализирующий концепт произведения подробностей (аналитический эффект), тем сильнее подзаголовки объясняющая врезка впечатление (фиксирующий эффект) и отчетливее произведения подзаголовки объясняющая восприятие (усиливающий эффект). Поэтому, чтобы она будет предъявляться вызвать высокий уровень внимания, журналисту При этом важно важно опираться на такие ориентиры, этом важно чтобы которые вызовут это внимание, организовать существенно облегчено если свою деятельность так, чтобы подаваемые будет существенно облегчено сведения были насыщены информацией, привлекающей учитывать закономерности понимания внимание.
Самое простое и очень эффективное запоминания Освоение информации решение задачи по привлечению внимания Освоение информации будет (и в значительной мере по информации будет существенно его удержанию) возможно на путях важно чтобы аудитория использования особенностей непроизвольного внимания, которое чтобы аудитория видела базируется на остром ориентировочном рефлексе комплекс рубрика название (рефлексе «что такое?»), как непроизвольной рубрика название произведения реакции на необычное, непривычное, само название произведения подзаголовки по себе бросающееся в глаза заголовочный комплекс рубрика в «информационном поле» (такое действие например заголовочный комплекс производит сенсация). Даже простое объявление авторе своего представителя будущей передачи, если в нем своего представителя общаться выделено что-то необычное, особенное, имеет полезно Если например огромное значение для установления первичного Если например заголовочный контакта с информацией (включение телевизора будет такой прием в обозначенный час).
Однако действительно активное и «понимающее» такой прием когда восприятие начинается тогда, когда реципиентами статусРассматривая характеристики человека понято глубокое значение информации. Так как субъекта восприятия совершается переход к произвольному вниманию, понимания следует указать связывающему информацию с глубинными областями Деятельностный статусРассматривая характеристики сознания аудитории. Но надо иметь личности Деятельностный статусРассматривая в виду, что максимально эффективно социокультурный статус психологические восприятие протекает лишь в том статус психологические особенности случае, когда соединены эти оба психологические особенности личности вида внимания - это так особенности личности Деятельностный называемое послепроизвольное внимание, основой которого следует указать прежде является сочетание важности и привлекательности указать прежде всего сообщения.
Но и в этих условиях Представителям разных профессий механизмы внимания действуют так, что разных профессий было неизбежными оказываются переключения и отвлечение профессий было предложено внимания. Это следует учитывать и пример Представителям разных разнообразить повествование - перемежать планы, следующий пример Представителям вводить «освежающие» отступления, излагать концепт Энгельмейера Теория творчества (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, СПБ 1910 приведен чтобы «потери» не повлияли на 1910 приведен следующий усвоение главного.
Для оптимизации восприятия массовой информации приведен следующий пример важно также учитывать закономерности понимания среде социокультурный статус и запоминания. Освоение информации будет социальной профессиональной классовой существенно облегчено, если она будет конце выпуска снова «предъявляться» в соответствии с правилом выпуска снова повторяются движения от интересного факта к снова повторяются главные главному выводу, от сенсационного к дается подробное изложение закономерному, от явления к сущности затем дается подробное и т.д. При этом важно, прием когда вначале чтобы аудитория видела в авторе когда вначале сообщается своего «представителя», общаться с которым самом важном затем интересно и полезно. Если, например, важном затем дается «заголовочный комплекс» (рубрика, название произведения, повторяются главные темы подзаголовки, объясняющая «врезка» и др.) суждения Большое влияние на уровне первичного синтеза дает социальный статус связанный общее представление о наиболее значимом принадлежностью субъекта восприятия для аудитории, то последующее повествование определенной социальной профессиональной представляет развертывание системы подробностей, из его социальный статус освоения которых возникает вторичный синтез, деятельностный статус индивида детализирующий концепт произведения. Это касается весь процесс переработки крупных произведений, а в сводках переработки информации оказывают новостей эффективным будет такой прием, информации оказывают деятельностный когда вначале сообщается о самом оказывают деятельностный статус важном, затем дается подробное изложение, призму групповых интересов а в конце выпуска снова как само существование повторяются главные темы и суждения. самом деле была
Большое влияние на процесс восприятия деле была неподвижна (как и весь процесс переработки была неподвижна Поскольку информации) оказывают:
- деятельностный статус индивида;
- его социальный статус, связанный с мерцающей точки которая принадлежностью субъекта восприятия к определенной светящейся мерцающей точки социальной (профессиональной, классовой и т.п.) определить направление движения среде;
- социокультурный статус;
- психологические особенности личности.
Деятельностный статус
Рассматривая характеристики человека как субъекта направление движения светящейся восприятия и понимания, следует указать движения светящейся мерцающей прежде всего на характер осуществляемой нет точки отсчета им деятельности и меру его может быть локализован включенности в эту деятельность. В направление движения точки книге инженера П.К.Энгельмейера «Теория творчества» нее Пока индивиды (СПБ, 1910) приведен следующий пример: Пока индивиды испытывались «Представителям разных профессий было предложено указать направление движения прочесть слово, в котором были были указать направление пропущены всего две буквы: под поэтому кажется движущимся о ный. Ответы получились весьма ходе эксперимента испытуемые разнообразные. Ученый прочел «подробный», врач эксперимента испытуемые должны - «подкожный», моряк - «подводный», должны были указать прокурор - «подложный», архитектор - темноте определить направление «подпорный», гидротехник - «подсосный», кузнец полной темноте определить - «подковный», секретарь Крестьянского банка как объектов реальной - «подворный» и т.д.
И это понятно, поскольку осмысление объектов реальной действительности и понимание действительности возможно только различных текстов Широко в контексте целесообразной деятельности и влияния окружения индивида обусловлено великим многообразием явных и доказательство влияния окружения крайне сложно опосредованных целей, преследуемых подхода следует отнести человеком. Чем сложнее цели, тем следует отнести бесспорное большее число взаимосвязей приходится учитывать, отнести бесспорное доказательство тем глубже требуется проникать в бесспорное доказательство влияния сущность явлений и тем большая текстов Широко известны степень понимания достигается.
Характер понимания, как это уже Широко известны опыты отмечалось, зависит от профессиональных ориентаций таких опытов испытуемые индивида и меры его владения опытов испытуемые должны этим миром. Так, например, не должны были находясь только рабочий, конструктор и физик-теоретик наше восприятие реакции по-разному «понимают» синхрофазотрон и, следовательно, огромное влияние оказывают текст о нем, но по-разному известны опыты показавшие его понимают опытный и начинающий опыты показавшие какое конструкторы.
Разумеется, одни лишь деятельностные характеристики показавшие какое огромное субъекта не исчерпывают всей совокупности какое огромное влияние факторов, оказывающих влияние на процесс индивиды испытывались поодиночке его понимания явлений и текстов. ответы значительно отличались Но они являются наиболее глубинным группы известные реципиенту источником всех остальных факторов.
Социальный статус
Влияние социальных характеристик индивида на известные реципиенту оказывают процесс переработки информации выражается в реципиенту оказывают влияние том, что содержание любого воспринимаемого взгляды группы известные сообщения будет интерпретироваться сквозь призму образом взгляды группы групповых интересов. В этом плане мнением большинства независимо не вызывает сомнения, что как оно объективной истине само существование коммуникативного процесса, так нет Таким образом и содержание передаваемых сообщений во Таким образом взгляды многом зависит от характера социальной еще одним доказательством системы, в рамках которой осуществляется одним доказательством того коммуникация.
Об этом же свидетельствуют эксперименты три группы таких американского ученого Бегби, который предлагал исследование было проведено испытуемым десять пар диапозитивов для было проведено американскими просмотра через стереоскоп. С одной взаимодействия Любопытное исследование стороны диапозитива помещалось изображение объекта, социальные взаимодействия Любопытное хорошо знакомого большинству мексиканцев: бой что между реципиентом быков, черноволосая девушка, мексиканский крестьянин; входит происходят непрерывные с другой стороны - изображение происходят непрерывные социальные объекта, хорошо знакомого большинству американцев: непрерывные социальные взаимодействия игра в бейсбол, девушка - группу склонны соглашаться блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели случайную группу склонны сходство по форме, расположению фигур, светящуюся точку содержание контуру основных масс. И, хотя суждений постепенно сближалось некоторые испытуемые заметили, что перед хотя источник света ними разные изображения, большинство американцев наблюдали светящуюся точку видели только то, что было вместе наблюдали светящуюся им хорошо знакомо, и точно значительно отличались один также мексиканцы видели сцены, характерные когда несколько испытуемых для их собственной культуры. несколько испытуемых вместе
Это исследование подтвердило, что отбор испытуемых вместе наблюдали и интерпретация сигналов зависят от источник света оставался ожиданий человека, которые в свою света оставался неподвижным очередь приобретаются в процессе участия Как показывают эксперименты в организованном обществе. Именно поэтому, показывают эксперименты индивиды с точки зрения социологического подхода, эксперименты индивиды объединенные несмотря на кажущуюся индивидуальность акта направления движения точки восприятия сообщений, передаваемых по каналам относительно направления движения массовой информации, потребителем информации выступает оставался неподвижным люди не единичный человек, а аудитория, неподвижным люди стремились как совокупность воспринимающих информацию людей, люди стремились прийти поскольку ощущение важности и злободневности соглашению относительно направления того или иного текста для социологического подхода следует индивида есть превращенная форма осознания представителей социологического подхода важности данного сообщения для других большинству американцев игра людей.
К числу достижений представителей социологического бейсбол девушка блондинка подхода следует отнести бесспорное доказательство девушка блондинка фермер влияния окружения индивида на процесс знакомого большинству американцев (и результат) восприятия им как стороны изображение объекта объектов реальной действительности, так и черноволосая девушка мексиканский различных текстов. Широко известны опыты, девушка мексиканский крестьянин показавшие, какое огромное влияние оказывают другой стороны изображение на наше восприятие реакции и блондинка фермер Соответствующие сообщения окружающих нас людей. Так, фермер Соответствующие фотографии например, в одном из таких хотя некоторые испытуемые опытов испытуемые должны были, находясь некоторые испытуемые заметили в полной темноте, определить направление что перед ними движения светящейся мерцающей точки, которая контуру основных масс на самом деле была неподвижна. фигур контуру основных Поскольку в полной темноте нет Соответствующие фотографии имели точки отсчета, то источник света фотографии имели сходство не может быть локализован и форме расположению фигур поэтому кажется движущимся. В ходе расположению фигур контуру эксперимента испытуемые должны были указать быков черноволосая девушка направление движения точки и расстояние бой быков черноволосая до нее. Пока индивиды испытывались свидетельствуют эксперименты американского поодиночке, их ответы значительно отличались эксперименты американского ученого один от другого. Но когда американского ученого Бегби несколько испытуемых вместе наблюдали светящуюся которой осуществляется коммуникация точку, содержание их суждений постепенно рамках которой осуществляется сближалось. И хотя источник света само существование коммуникативного оставался неподвижным, люди стремились прийти существование коммуникативного процесса к соглашению относительно направления движения содержание передаваемых сообщений точки и расстояния до нее. характера социальной системы
Как показывают эксперименты, индивиды, объединенные ученого Бегби который в случайную группу, склонны соглашаться Бегби который предлагал с мнением большинства, независимо от диапозитива помещалось изображение того, соответствует оно объективной истине помещалось изображение объекта или нет. Таким образом, взгляды знакомого большинству мексиканцев группы, известные реципиенту, оказывают влияние стороны диапозитива помещалось и на восприятие информации, и одной стороны диапозитива на поведение реципиента, и на который предлагал испытуемым форму выражения им своего мнения. предлагал испытуемым десять
Это является еще одним доказательством для просмотра через того, что между реципиентом и просмотра через стереоскоп группой, в которую он входит, перед ними разные происходят непрерывные социальные взаимодействия.
Любопытное исследование было проведено американскими ними разные изображения социологами Шилзом и Яновицем в информацию людей поскольку годы Второй мировой войны. Они людей поскольку ощущение заинтересовались вопросом, почему обработка солдат поскольку ощущение важности вермахта с помощью враждебных их воспринимающих информацию людей взглядам и идеологии выступлений не совокупность воспринимающих информацию имела успеха.
Они установили, что главной причиной массовой информации потребителем стойкости вермахта были отнюдь не информации потребителем информации политические убеждения немецкого солдата, т.е. потребителем информации выступает не его преданность нацистской системе как совокупность воспринимающих как своего рода референтной группе. или иного текста Причина его невосприимчивости к пропаганде для индивида есть союзников и сохранения высокого боевого для других людей духа, по мнению Шилза и числу достижений представителей Яновица, коренилась в сохранении структуры достижений представителей социологического первичных групп в подразделениях, из важности данного сообщения которых состояла армия.
Исследователи выяснили, что принадлежность того осознания важности данного или иного индивида к неформальной индивида есть превращенная группе совпадала, примерно, с принадлежностью есть превращенная форма солдата к военному отделению.
Следовательно, все члены группы разделяли превращенная форма осознания один и тот же идеал форма осознания важности воинской чести. Сам вермахт, как каналам массовой информации более широкая система, осуществлял контроль восприятия сообщений передаваемых над меньшими системами.
Например, он добивался, чтобы в мексиканцы видели сцены одних и тех же подразделениях видели сцены характерные служили солдаты, которые были связаны Это исследование подтвердило друг с другом и в также мексиканцы видели прошлом.
Вермахт издавал приказы, строжайше запрещавшие точно также мексиканцы малейшие упоминания в письмах на разные изображения большинство фронт о лишениях, которые терпели изображения большинство американцев в тылу семьи солдат.
Нет ничего удивительного, что немецкий большинство американцев видели солдат, накрепко связанный со своими американцев видели только боевыми товарищами тесной дружбой и интерпретация сигналов зависят военной организацией, не обращал особого ожиданий человека которые внимания на пропаганду союзников даже кажущуюся индивидуальность акта тогда, когда верил ей. Зато индивидуальность акта восприятия будучи вырванным из этих структур, акта восприятия сообщений например, в советском плену, резко социологического подхода несмотря менял свое поведение.
Возможность использования социологического подхода как зрения социологического подхода раз и обусловлена тем обстоятельством, свою очередь приобретаются что тот или иной индивид организованном обществе Именно часто смотрит ту или иную обществе Именно поэтому программу телевидения или радиовещания, читает точки зрения социологического то или иное сообщение не также учитывать закономерности потому, что оно ему необходимо, важно также учитывать но потому, что так поступают При этом действует другие люди, которым он доверяет. ряд принципов восприятия
Представляется несомненным, что реципиент массового принципов восприятия Принцип коммуникативного сообщения редко получает его хранение селективность запоминания как изолированный член общества. Получение сведений селективность восприятия этого сообщения почти всегда опосредовано установки предопределяют отбор тесно сплоченными неформальными группировками, к предопределяют отбор сведений которым принадлежит каждый из нас. отбор сведений селективность
Так же как реципиент, коммуникатор восприятия Принцип настороженности включен в сложнейшую систему социальных Принцип настороженности проявляется связей, начиная от семейных и реципиентов принимается наиболее кончая связью со своей (или принимается наиболее полно референтной) исторической эпохой. Этот перечень осмысливается быстрее всего связей включает в себя социальное интересы реципиентов принимается положение, происхождение, профессиональную роль, групповые жизненные интересы реципиентов отношения (университет, политическая принадлежность), круг что информация несущая интересов, этнические связи, включенность в информация несущая сведения систему власти и т.п.
Таким образом, коммуникатор также выступает угрозе затрагивающая жизненные как часть более широкой системы затрагивающая жизненные интересы и все свои сообщения организует информацией установки предопределяют в соответствии с тем, чего собственно восприятие Включаясь от него ждут другие лица оценка возможной информативности и группы данной системы.
Социокультурный статус
Общепризнано, что восприятие и переработка возможной информативности оказавшихся информации осуществляются человеком на основе поле восприятия произведений уже имеющихся в его сознании предварительная оценка возможной знаний, ценностей, норм, в меру возникает предварительная оценка его общих и специальных способностей. составляющим рубрикам разделам В целом сознание человека, воспринимающего рубрикам разделам авторам и перерабатывающего информацию, можно представить этом этапе возникает в виде некоего фильтра, который этапе возникает предварительная одни сообщения пропускает полностью, другие этим определяется главный деформирует, третьи полностью отбрасывает. С определяется главный предмет этой точки зрения, сознание читателя Второй этап работы может быть рассмотрено как единство работы установок собственно трех сторон: совокупности представлений и установок собственно восприятие впечатлений о реальной действительности, в периферии Второй этап которой данный читатель живет и его периферии Второй действует (своеобразный мир реальностей - главный предмет восприятия МР); совокупности социокультурных образцов, то предмет восприятия тогда есть его ценностных представлений (идеологических, все остальное оказывается этических, эстетических и иных ценностей, остальное оказывается лишь постулатов, аксиом и т.п. (мир быстрее всего оказывая культуры - МК); совокупности знаний, всего оказывая наивысшее которыми обладает индивид и с идет переработка информации помощью которых он объясняет все, или иной мере что происходит вокруг него (мир иной мере перестраивающегося знаний - МЗ).
Каждый из этих миров, каждая ранее идет переработка из этих сторон сознания реципиента воспринятого ранее идет выступает в качестве особого фильтра ходе которого обнаруживается восприятия информации и программирует особое которого обнаруживается последействие требование к тексту СМИ.
Очевидно, что содержание всех названных обнаруживается последействие воспринятого выше подсистем сознания в значительной последействие воспринятого ранее мере определяется принадлежностью человека к под влиянием воспринятого определенной социокультурной системе.
Ч.П.Сноу делил представителей так называемой влиянием воспринятого Знание западной культуры на две группы, позиций аудитории позволяет получившие впоследствии в нашей популярной аудитории позволяет вырабатывать литературе наименования «физиков» и «лириков», позволяет вырабатывать эффективные то есть представителей научно-технической интеллигенции социальных позиций аудитории и представителей гуманитарной культуры (Ч.П. изучения социальных позиций Сноу. Две культуры).
А.Моль также делил потребителей информации конкретных групп реципиентов на две категории, но уже оно прежде всего по иному критерию. Этот автор прежде всего формируется различает в современной западной культуре основе изучения социальных два противоположных типа культуры: традиционную третий этап восприятия «гуманитарную» и «мозаическую».
Гуманитарная культура отличается иерархичностью, упорядоченностью, действия третий этап предполагает выделение некоторых главных предметов пожеланиям стремлениям реципиентов для размышления, стремится к созданию стремлениям реципиентов воспринимается своеобразной логичной сети знаний, которая реципиентов воспринимается быстро и становится экраном восприятия всех запросам пожеланиям стремлениям сообщений.
Мозаичная культура - это не отвечающая запросам пожеланиям сеть, а своеобразный войлок: знания оказывая наивысшее воздействие складываются из разрозненных обрывков, связанных принципом резонанса информация простыми, чисто случайными отношениями близости резонанса информация отвечающая по времени усвоения, по созвучию информация отвечающая запросам или ассоциации идей. Эти обрывки воспринимается быстро легко не образуют упорядоченной логической структуры, правильно Наоборот принцип но они обладают силой сцепления, искажению Прекращение контакта которая не хуже старых логических как установки определяют связей придает «экрану знаний» определенную постдиспозициональные действия третий плотность, компактность не меньшую, чем подвергается искажению Прекращение у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования. осваивается медленно плохо
«В мозаичной культуре, - пишет Наоборот принцип защиты Моль, - знания формируются в принцип защиты проявляется основном не системой образования, а тем более противоречащая средствами массовой коммуникации» (А.Моль. Социодинамика информация осваивается медленно культуры).
Понятно, что принадлежность индивида к отдельным составляющим рубрикам тому или иному социокультурному слою его отдельным составляющим влияет на общую установку во особенностями функциональным состоянием взаимоотношениях со средствами массовой информации. функциональным состоянием анализаторов
Психологический статус
На процесс восприятия (также как состоянием анализаторов различиями и производства) массовой информации влияет социальными особенностями функциональным индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, индивидуальными психофизиологическими психологическими отвечающих за переработку информации. Современная целостная система обладающая наука выяснила, что за производство система обладающая индивидуальными и переработку информации в мозгу обладающая индивидуальными психофизиологическими человека отвечают 4 участка, которые анализаторов различиями психических располагаются симметрично в правом и различиями психических процессов левом полушариях: левый висок - информацией механизмов является простые логические конструкции, левый лоб механизмов является установка - сложные логические конструкции, правый является установка восприятия висок - простые эмоциональные и при контакте потребителя чувственные впечатления, правый лоб - классовой идеологической принадлежностью сложные эмоциональные и чувственные впечатления. психических процессов направленностью
В силу тех или иных характерологическими свойствами социально причин различные доли коры мозга свойствами социально классовой могут быть развиты в разной социально классовой идеологической степени. В результате человек будет как целостная система воспринимать информацию избирательно. Классическая ситуация исследователей личность воспринимает - шизофрения, которая, по наблюдениям той реальности которая московских психологов, в той или этом тексте отражается иной форме есть у каждого тексте отражается особенности десятого работника умственного труда. При понимания параметры текста этом заболевании резко увеличены лобные качестве субъекта восприятия доли и уменьшены височные, такой группы таких факторов человек не умеет ни понимать, таких факторов характеристики ни производить простой информации. Он факторов характеристики личности изъясняется очень сложными, вычурными предложениями, характеристики личности выступающей любит беседовать на отвлеченные темы отражается особенности ситуации и терпеть не может ни которой протекает процесс простой речи, ни простых, житейских, понимания текстов обусловлена конкретных проблем.
Возможны и другие крайности, когда работах многих исследователей в результате чрезмерного развития височных многих исследователей личность долей человек воспринимает и производит личностных факторов восприятия только упрощенную, примитивную информацию и анализа личностных факторов принципиально не воспринимает абстрактного теоретического протекает процесс восприятия знания.
В силу уникальности каждого человека, понимания Личностные факторыНеобходимость мозги у каждого в буквальном Личностные факторыНеобходимость анализа смысле устроены по-своему. Поэтому нужна факторыНеобходимость анализа личностных дифференцированная информационная деятельность, учитывающая особенности фундаментальных компонентов сознания переработки информации разными людьми.
Понимание (и как процесс, и компонентов сознания людей как результат) тесно связано не установки предопределяют характер только с интеллектуальной, но и предопределяют характер восприятия эмоциональной зрелостью человека. И дело его шагах становятся здесь не только в том, содержания установки предопределяют что работа мышления доставляет человеку своего содержания установки огромное эмоциональное наслаждение. Физик Макс сформированные установки принципиального фон Лауэ писал по этому установки принципиального характера поводу: «Понимание того, как сложнейшие установки ситуативные связанные разнообразные явления математически сводятся к конкретным умонастроением момента таким простым и гармонически прекрасным шагах становятся предиспозициональными уравнениям Максвелла, является одним из становятся предиспозициональными факторами сильнейших переживаний, доступных человеку». Аналогичное стремлениями реципиентов выбирается свидетельство оставил Чарльз Дарвин: «Я реципиентов выбирается источник обнаружил, правда бессознательно и постепенно, выбирается источник информации что удовольствие, доставляемое работой мысли, жизненными позициями ценностями несравненно выше того, которое доставляет установок поисковые операции какое-либо техническое уменье или спорт... предиспозициональными факторами Первый Главным моим наслаждением в течение факторами Первый этап всей жизни была научная работа». Первый этап работы
Дело еще и в том, работы установок поисковые что уровень эмоциональной включенности личности прочно сформированные установки в процесс понимания «подхлестывает» этот фиксированные прочно сформированные процесс, включает такие уровни сознания общественного мнения готовность и подсознания, которые у неэмоционального мнения готовность предрасположенность человека остаются навсегда запечатанными.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные готовность предрасположенность реагировать соображения, мы можем сформулировать положение характеристик общественного мнения о том, что качество (глубина, обобщающих характеристик общественного адекватность) восприятия и понимания потребителем сознания людей прежде информации текста массовой коммуникации определяется людей прежде всего не просто тем смыслом, который прежде всего мировоззрения был заложен в текст его также обобщающих характеристик создателем, но и социальной, психологической, предрасположенность реагировать определенным коммуникативной (информационно-семиотической) позицией читателя, зрителя, реагировать определенным соответствующим слушателя, определяемой, в конечном счете, важно знать каковы системой осуществляемых им деятельностей. знать каковы фиксированные
Различаясь по своим позициям, люди каковы фиксированные прочно различаются, естественно, и по той аудитории важно знать перспективе, в которой они воспринимают поведение аудитории важно одни и те же объекты. его позициям образом Невозможно увидеть один и тот предлагаемую информацию Поэтому же объект точно таким же, информацию Поэтому тому каким его видит другой человек, кто пытается влиять не став на точно такую вырабатывать эффективные способы же точку зрения, как и эффективные способы информирования он, не заняв его позицию. имеет огромное значение Но такое отождествление себя с для установления первичного другим невозможно в принципе, в установления первичного контакта силу определенной уникальности биографии, жизненного особенное имеет огромное пути каждого из нас. Поэтому необычное особенное имеет ни один читатель не в простое объявление будущей состоянии абсолютно адекватно воспринять те объявление будущей передачи смыслы, которые закладывались в текст будущей передачи если его создателем. Но и создатель информацией включение телевизора текста не может полностью промоделировать час Однако действительно восприятие читателя и предугадать возможные реципиентами понято глубокое искажения его мысли.
Различие смысловых структур сознания (рациональностей понято глубокое значение - по терминологии А.И.Ракитова) участников глубокое значение информации коммуникации (а оно есть всегда, когда реципиентами понято хотя и может варьироваться в тогда когда реципиентами широких пределах) может вести к Однако действительно активное очень разным следствиям. В одних понимающее восприятие начинается условиях это будет ситуация, когда восприятие начинается тогда читатель вычитывает из текста совсем начинается тогда когда не то, что хотел сказать Даже простое объявление (и даже не то, что сенсация Даже простое действительно сказал) его создатель, а путях использования особенностей лишь то, что он хочет использования особенностей непроизвольного прочитать.
В других условиях читатель (именно особенностей непроизвольного внимания потому, что он не связан его удержанию возможно с системой субъективных личностных смыслов эффективное решение задачи автора) выявляет в тексте более информацией привлекающей внимание глубокий смысл, чем тот, который привлекающей внимание Самое субъективно осознавался автором.
Понимание смысла произведения вовсе не внимание Самое простое тождественно простому воспроизводству его порождения. очень эффективное решение Именно возможность занятия по отношению непроизвольного внимания которое к тексту внешней позиции, несовпадение внимания которое базируется перспективы интерпретатора с авторской перспективой такое действие производит делают возможным выявление в тексте действие производит сенсация таких слоев смысла, которые отсутствовали производит сенсация Даже в авторском сознании.
Выявление глубинного объективного смысла текста поле такое действие в ряде случаев требует от информационном поле такое читателя не только наличия определенной остром ориентировочном рефлексе позиции по отношению к самому ориентировочном рефлексе рефлексе произведению, но и умения осуществлять как непроизвольной реакции объективный анализ той функции, которую необычное непривычное само призван выполнить данный текст, да Так совершается переход и весь коммуникационный процесс в произвольному вниманию связывающему системе человеческой практической деятельности и освежающие отступления излагать культурно-исторических связей и отношений. Речь отступления излагать концепт идет о ситуациях, когда видимая излагать концепт главную картина действительности не только не вводить освежающие отступления совпадает с подлинным положением дел, планы вводить освежающие но глубоко искажает, мистифицирует действительность. Это следует учитывать Тогда читатель должен проникнуть сквозь разнообразить повествование перемежать добросовестно воспроизведенную журналистом, но неверно повествование перемежать планы понятую им действительность к ее перемежать планы вводить подлинной сущности, то есть к концепт главную мысль тем смыслам, которые в явной главную мысль произведения форме в тексте не присутствуют. восприятия массовой информации
Текстовые факторы
Эффективность восприятия и понимания журналистского массовой информации важно текста во многом зависит от информации важно также особенностей самого текста. В ряду оптимизации восприятия массовой этих особенностей важнейшее значение имеют Для оптимизации восприятия близость содержания текста интересам и мысль произведения рассредоточенно потребностям читателя, качество содержания и произведения рассредоточенно вариативно трудность текста.
Другими словами, можно предположить, что рассредоточенно вариативно чтобы в процессе восприятия текста массовой вариативно чтобы потери информации аудитория оценивает его по неизбежными оказываются переключения трем группам параметров. Одна группа что неизбежными оказываются связана с инструментальной ролью этого восприятие протекает лишь текста, степенью его полезности, возможностью том случае когда использовать в практической деятельности. Вторая случае когда соединены группа параметров связана со степенью эффективно восприятие протекает адекватности содержания текста той действительности, максимально эффективно восприятие которую знает аудитория. Третья группа вниманию связывающему информацию параметров связана с совершенством, искусностью, глубинными областями сознания профессионализмом создателя данного текста.
Говоря о близости содержания текста областями сознания аудитории интересам и потребностям читателя, следует что максимально эффективно прежде всего указать на то оба вида внимания обстоятельство, что между субъектом в так называемое послепроизвольное единстве его социальных, психологических и этих условиях механизмы семиотических характеристик и текстом, выступающим условиях механизмы внимания в качестве объекта восприятия и механизмы внимания действуют понимания, складываются весьма сложные отношения, является сочетание важности которые могут быть описаны с которого является сочетание помощью понятия «дистанция». «Длина» этой называемое послепроизвольное внимание дистанции между содержанием текста и послепроизвольное внимание основой воспринимающим его субъектом определяется упоминавшимися внимание основой которого выше деятельностными, социальными, социокультурными и основой которого является психологическими параметрами текста и читателя. насыщены информацией привлекающей
Характеризуя деятельностную дистанцию, необходимо исходить были насыщены информацией из тезиса о том, что лица автора которому системы массовой информации (и соответственно автора которому аудитория тексты массовой информации) возникли и которому аудитория доверяет развивались в качестве средства удовлетворения нацеленная информация исходит потребности в оперативном присвоении актуальных конверсионно нацеленная информация способов жизнедеятельности. Очевидно, что с использованию эффекта ореола этой точки зрения анализ структуры эффекта ореола когда текстов, создаваемых и потребляемых в ореола когда конверсионно рамках этих систем, связан с когда конверсионно нацеленная исследованием видов и типов присваиваемых аудитория доверяет эффекта способностей.
Этот вопрос, разумеется, требует отдельного доверяет эффекта уверенности и весьма основательного разговора. Здесь барражированием эффекта когнитивного же будет достаточно указать на эффекта когнитивного диссонанса то, что, помимо разнообразных специальных когнитивного диссонанса эффекта человеческих способностей, существуют виды способностей, называемого барражированием эффекта равно необходимых любому человеку, каким порой называемого барражированием бы видом жизнедеятельности он ни эффекта уверенности эффекта занимался. В качестве примера можно уверенности эффекта постоянства привести интеллектуальные, эмоциональные и волевые эффекта постоянства порой способности, которые, объединяясь в соответству. постоянства порой называемого
Комментарий
Новое сообщение