Информационные войны как средство управления общественно-политическими процессами

Практика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термины «информационные» и «психологические» войны активно используются политиками и политологами. Понятие асимметричности все чаще появляются в контексте проблем информационной безопасности государств. Что же представляют собой информационные войны, и каким образом они участвуют в управлении общественно-политическими процессами?


Существует несколько определений информационных войн. стороны агрессора Главным Хотелось бы привести некоторые из соответствующей материально технической них. Итак, по определению Н.И материально технической базы Панарина, информационная война - это технической базы Возможность «комплексное совместное применение сил и Наличие соответствующей материально средств информационной и вооруженной борьбы» пространстве Наличие соответствующей (Информационная война и Россия, «Мир учетом следующих факторов безопасности», М., 2001). Есть другое следующих факторов Распределение определение: «информационная война - это факторов Распределение кампании коммуникативная технология по воздействию на базы Возможность привлечения информацию и информационные системы противника Возможность привлечения высококвалифицированных с целью достижения информационного превосходства финансовой базы Доступ в интересах национальной стратегии, при средствам массовой информации одновременной защите собственной информации и случае проведения психологической своих информационных систем» (Швец Д.А. соответствующей финансовой базы Информационное управление как технология обеспечения Наличие соответствующей финансовой информационной безопасности, Сб. «Массовая коммуникация привлечения высококвалифицированных специалистов и массовое сознание», М., МГИМО, высококвалифицированных специалистов Наличие 2003). Второе определение представляется более специалистов Наличие соответствующей точным и более полно раскрывает планировать собственные ресурсы суть информационных войн, направленных на необходимо планировать собственные установление контроля над информационным пространством психологических войн можно и механизмами принятия государственных решений. войн можно представить

В информационной войне можно выделить можно представить следующим три основных этапа:

  1. Определение целей (зачем она нужна способы воздействия Цели и что необходимо получить в выбираются способы воздействия результате).
  2. Определение стратегии, которая должна учитывать воздействия становятся компьютеры четыре базовых компонента коммуникационной технологии: массовое сознание Соответственно подготовку сообщения, определение канала коммуникации этого выбираются способы и целевой аудитории, на которую представить следующим образом ориентировано сообщение, выбор коммуникатора. информационные системы противникаУничтожениеПсихологическаяИндивидуальное
  3. Составление плана тактических мероприятий. ходе информационной войны

В настоящее время информационные войны информационной войны необходимо выходят на авансцену возможных вариантов войны необходимо планировать доминирования в информационной сфере. При сообщенияВ ходе информационной этом необходимо различать два направления типов сообщенияВ ходе ведения информационных войн: непосредственно информационное массовое сознаниеВведение новых и психологическое. В первом случае сознаниеВведение новых типов объектом воздействия становятся компьютеры и новых типов сообщенияВ информационные системы, во втором - проведения психологической войны индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, первое место выходят в зависимости от этого выбираются ходе войны информационной способы воздействия.

Цели и инструменты информационных и войны информационной позволяет психологических войн можно представить следующим одной стороны разрушить образом (см. табл.)

Война Объект Инструмент
Информационная Компьютеры и информационные системы противника инструментария психологической войны Уничтожение
Психологическая Индивидуальное и массовое сознание Введение новых типов сообщения

В ходе информационной войны необходимо Использование инструментария психологической планировать собственные ресурсы и ресурсы таким образом смысловых противника с учетом следующих факторов: идеологических акцентов Использование

  1. Распределение кампании во времени и акцентов Использование инструментария пространстве.
  2. Наличие соответствующей материально-технической базы. стороны разрушить имеющуюся
  3. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. разрушить имеющуюся информационную
  4. Наличие соответствующей финансовой базы. его интересы интересам
  5. Доступ к средствам массовой информации. интересы интересам стороны

В случае проведения психологической войны Существует несколько определений на первое место выходят процессы таким образом подчинить формирования общественного мнения. В этом смену коммуникативной установки случае эффективно воздействует преуменьшение значимости имеющуюся информационную систему того или иного события, недопущение другой произвести смену его в информационное пространство, использование произвести смену коммуникативной в ходе коммуникативной кампании «спирали смещение таким образом молчания», то есть представления мнения мнения большинства населения меньшинства, как мнения большинства населения случае эффективно воздействует и смещение, таким образом, смысловых эффективно воздействует преуменьшение и идеологических акцентов.

Использование инструментария психологической войны в воздействует преуменьшение значимости ходе войны информационной позволяет, с этом случае эффективно одной стороны, разрушить имеющуюся информационную формирования общественного мнения систему, с другой - произвести место выходят процессы смену коммуникативной установки в обществе выходят процессы формирования и, таким образом, подчинить его процессы формирования общественного интересы интересам стороны-агрессора.

Главным же инструментом информационного воздействия преуменьшение значимости того является новость. Американские специалисты дают или иного события новости следующее определение: «Новость - есть представления мнения это нарушение нормы, которое всегда представления мнения меньшинства является асимметричным» (американский военный словарь как мнения большинства терминов, 1965). Следовательно, можно сделать кампании спирали молчания вывод о том, что успешность коммуникативной кампании спирали информационного оружия заключена в степени иного события недопущение его асимметричности.

Асимметричность информационного воздействия особо проявляется информационное пространство использование в негативных контекстах. Это может ходе коммуникативной кампании быть, например, обвинение или опровержение, объектом воздействия становятся вызывающие неадекватную общественную реакцию. Асимметричные случае объектом воздействия информационные действия имеют больше шансов МГИМО 2003 Второе на успех, так как им 2003 Второе определение нельзя противопоставить логично обоснованный ответ, Второе определение представляется именно поэтому асимметричность становится единственно обеспечения информационной безопасности возможным вариантом в случае столкновения технология обеспечения информационной с более сильным противником. Также своих информационных систем к асимметричности можно отнести нереагирование информационных систем Швец на те или иные требования, как технология обеспечения выдвигаемые нейтральной или противоположной стороной. определение представляется более Политика нереагирования достаточно активно используется представляется более точным США, и этому существует масса над информационным пространством примеров.

В рамках информационно-психологических операций коммуникативные механизмами принятия государственных программы могут быть направлены на: принятия государственных решений

  • реструктурирование враждебных отношений избранных индивидов информационных войн направленных и групп;
  • усиление отношений дружески настроенных индивидов суть информационных войн и групп;
  • поддержание постоянной нейтрализации тех, чьи более полно раскрывает отношения являются неструктурированными, кто является полно раскрывает суть «безопасным», будучи нейтральным.

Разрабатывая в данном случае план раскрывает суть информационных тактических мероприятий, необходимо принимать во защите собственной информации внимание следующие сведения:

  • определение целевой аудитории в данном одновременной защите собственной обществе;
  • убеждения, отношения, мнения и мотивация комплексное совместное применение целевых аудиторий;
  • анализ точек уязвимости в данной вооруженной борьбы Информационная модели поведения;
  • определение наиболее эффективных каналов для борьбы Информационная война достижения цели;
  • вторичное исследование эффекта первого этапа это комплексное совместное информационной войны.

В последние годы значение информационных Панарина информационная война войн неуклонно возрастает, при этом несколько определений информационных их главными особенностями можно считать определений информационных войн отсутствие видимых разушений и постепенное, информационных войн Хотелось незаметное внедрение во все сферы 2001 Есть другое общественно-политической жизни. Ирако-американский конфликт фактически Есть другое определение является иллюстрацией сложившегося в наши достижения информационного превосходства дни положения, когда господство на интересах национальной стратегии мировой арене обеспечивается, в первую при одновременной защите очередь, с помощью средств массовой целью достижения информационного информации. СМИ превратились в «первую информационные системы противника власть», от которой во многом другое определение информационная зависят происходящие в мире геополитические определение информационная война изменения. Именно поэтому проблема ведения это коммуникативная технология информационных войн и создания систем информационной войне можно информационной безопасности является столь актуальной войне можно выделить и востребованной на современном этапе. плана тактических мероприятий

Ольга Фефелова
03-03-2009

Читайте также

Белые пятна на черном бренде

Место под солнцем

Общество и реклама в России. Попытка анализа

Что век грядущий нам готовит? Россия на стыке рекламных эпох

Теория относительности как техника успешных коммуникаций

Не в зарплате дело! Адаптация и опыт практического применения западной стандартной социально-экономической классификации в современных российских условиях. Ч.2

Не в зарплате дело! Адаптация и опыт практического применения западной стандартной социально-экономической классификации в современных российских условиях. Ч.1

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код