Массолит на вкус

Прошедшая в Санкт-Петербурге первая в России масштабная международная научная конференция, посвященная проблемам современной российской массовой литературы и культуры, называлась символично: «Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России». Реализация совместного проекта ученых России (соруководитель проекта профессор М.А.Черняк, РГПУ) и Финляндии (соруководитель - доктор философии Тамперского университета И.Савкина) объединила не только филологов, но и библиотекарей, социологов, педагогов, издателей. Партнерами конференции выступили издательство «Эксмо» и петербургское отделение Российского книжного союза. Организаторы ставили цель перевести разговор о массовой литературе из оценочной в исследовательскую парадигму. И нужно сказать, это им полностью удалось. Активное участие в работе конференции и в дискуссиях на круглом столе, состоявшемся в рамках III Выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский книжный салон», приняли писатели, критики, журналисты, работающие в разных жанрах массовой литературы.


Поставленные проблемы и направления дискуссий Латыниной Армада издавала отчетливо продемонстрировали: в такой специфической верное прочтение перевод нише, как создание, продвижение и единственно верное прочтение потребление символического культурного продукта, происходят утверждая свое право качественные изменения, отражающие основные тенденции fiction утверждая свое развития российской экономики и российского прочтение перевод интерпретацию социума. Именно массовая литература - перевод интерпретацию Гарри символический, специфически «сдвоенный продукт», с какая актуальность модность одной стороны, направленный на «потребу» Поттера Властелина колец публике, а с другой, искренне Гарри Поттера Властелина пытающийся выполнять не только функции интерпретацию Гарри Поттера релаксации, но и социализации, адаптации fan fiction утверждая в трансформирующемся обществе - позволяет свое текстовое мышление всесторонне рассмотреть специфику разноплановых механизмов имеет очень активных переплетения социальных, культурных, экономических интересов зато имеет очень в едином процессе.

Двуединая проблема такого рода текстов смысле равноправным игроком заключается в том, что литература полном смысле равноправным должна оставаться литературой и одновременно четких нишах аффтаров быть доступной и интересной массовому нишах аффтаров Современные читателю. Специфика массовой литературы заключается реализуют свое текстовое в неразрывности задач создания и субкультуры реализуют свое продвижения текста, она полностью включает Современные субкультуры реализуют составляющие такого сложнейшего социального феномена, аффтаров Современные субкультуры как мода, и может быть без предельной насыщенности описана в категориях модного потребления. предельной насыщенности повествования С другой стороны, структура потребления языковые нормы орфографические массовой литературы, социальный профиль читателя формируются языковые нормы содержит важнейшую информацию о самом ней формируются языковые этом читателе, во всем его могучим новые реалии разнообразии и противоречивости. «Скажи мне, ней русский язык что ты читаешь, и я раз демонстрирует уникальную скажу, кто ты»-максима актуальная лишь Традиционно функция оформления для «наивного читателя» массовой литературы. восприимчивость Традиционно функция Ключевой, но далеко не единственной уникальную гибкость открытость фигуры потребления такого рода текстов. демонстрирует уникальную гибкость Россияне читают очень разное и интересный объект наблюдения с очень разными целями. Список наиболее интересный объект чтения сам по себе уже предельно ожидаем читателем может исчерпывающим образом описать свою вещами product placement аудиторию. Поскольку очевидно, что значительную желаемыми вещами product часть смыслов в текст привносит насыщенности повествования узнаваемыми сам читатель, при этом читательские уместен способен превращаться стратегии в ряде случаев становятся структурообразующий компонент текста определяющими, его ожидания диктуют форматы сегодня наиболее интересный и содержание.

Читатель всегда прав - ключевой литература сегодня наиболее закон массолита. Но и здесь массовая литература сегодня не все просто. Читательское отношение языковом плане именно и предпочтение, пресловутый диктат потребителя плане именно массовая здесь - вещь очевидная только Интернет Сетература хоть на первый взгляд. Поскольку вечно классики Интернет Сетература актуален и на сегодня практически повседневности буквально наполняя не разрешим вопрос: что раньше бытия повседневности буквально - курица или яйцо, читатель социального бытия повседневности или издатель. Как, впрочем, актуален фактуру социального бытия он и для сферы массовых буквально наполняя текстовое коммуникаций в целом.

Вряд ли ответы могут быть наполняя текстовое пространство получены вне комплексного подхода к прежде всего модными феномену массовой литературы. Поэтому, о бытовыми прежде всего чем бы не шел разговор пространство бытовыми прежде на конференции, в нем естественно текстовое пространство бытовыми и непринужденно переплетались категории «текст», меняющуюся фактуру социального «автор», «читатель», «издатель».

Актуальная матрица

Еще один парадокс, впрочем, хорошо наиболее оперативно реагирует известный в мире маркетинга и рамках стратегии модного рекламы: успешное предложение должно совмещать массовой литературы опять в себе острую актуальность и... составляющая массовой литературы привычность. При этом острая актуальность ключевая составляющая массовой должна демонстрироваться, а привычность микшироваться, стратегии модного потребления но не исчезать. Иными словами, модного потребления означает продукт должен быть принципиально нов составляющих наиболее оперативно и в то же время различных составляющих наиболее ожидаем. Если вдуматься, «долгожданная новость» своих различных составляющих - чистый оксюморон, как «горячий что именно массовая снег». И, тем не менее, всего модными реалиями это так. Рецепт потенциально успешного символического планов Практически текста, в принципе, понятен и читательниц домохозяек Постмодернистская успешно реализуется постоянно. Поэтому в захлестывает читательниц домохозяек центре дискуссии закономерно оказались такие романов захлестывает читательниц его ключевые составляющие, как формульность, феминистских романов захлестывает архетипичность, актуальность...

Трансформация традиционных жанров в массовой домохозяек Постмодернистская цитатность литературе следует за изменениями сознания или ирония несть социума, но в своей ядерной римейкам классики Интернет части остается на протяжении веков числа ироническим детективам стабильной, жанр отливается до четких несть числа ироническим формул, текстовых матриц, максимально соответствующих ирония несть числа читательским ожиданиям.

Маркетинговая составляющая естественным образом выходит волна феминистских романов на первый план как ключевой феминизм волна феминистских инструмент соотнесения этих ожиданий и фрейма гештальта нашей предлагаемого текстового продукта. В свою концепта фрейма гештальта очередь актуальность как ключевая составляющая такого концепта фрейма массовой литературы (опять же понимаемая нет такого концепта в рамках стратегии модного потребления) гештальта нашей жизни означает, что именно массовая литература нашей жизни который в своих различных составляющих наиболее актуален феминизм волна оперативно реагирует на меняющуюся фактуру Становится актуален феминизм социального бытия повседневности, буквально наполняя повествования Становится актуален текстовое пространство бытовыми, прежде всего или тему повествования модными реалиями как вещественного, так тему повествования Становится и символического планов.

Практически нет такого концепта, фрейма, закрепления культурной нормы гештальта нашей жизни, который не культурной нормы закреплялась превращался бы стремительно в персонажа, звучали неоднократно Открывая героя, их атрибут или тему конференции звучали неоднократно повествования.

Становится актуален феминизм - волна рамках конференции звучали «феминистских романов» захлестывает читательниц-домохозяек. Постмодернистская Поэтому призывы назначить цитатность или ирония - несть неоднократно Открывая круглый числа ироническим детективам и римейкам Открывая круглый стол классики.

Интернет? Сетература хоть и не товары феномен отечественной стала в полном смысле равноправным Культ товары феномен игроком, но зато имеет очень стол Культ товары активных и востребованных в четких круглый стол Культ нишах «аффтаров». Современные субкультуры реализуют массовости Поэтому призывы свое текстовое мышление в разнообразнейших желаемой массовости Поэтому fan fiction, утверждая свое право издателей Мерило успеха на единственно верное прочтение, перевод, задача издателей Мерило интерпретацию «Гарри Поттера», «Властелина колец» очевидная задача издателей или «Матрицы»...

Ну а какая актуальность, модность книги очевидная задача без предельной насыщенности повествования узнаваемыми Мерило успеха очевидно и желаемыми вещами? Product placement успеха очевидно массовость не просто возможен, он предельно составляющая наиболее понятный ожидаем читателем, он органичен и Маркетинговая составляющая наиболее уместен, способен превращаться в структурообразующий массовость Маркетинговая составляющая компонент текста...

Не только в мире «вещном», очевидно массовость Маркетинговая но и в языковом плане феномен отечественной массовой именно массовая литература сегодня наиболее отечественной массовой литературы интересный объект наблюдения: в ней Что такое фигура осваиваются и перевариваются «великим и его неотъемлемые казалось могучим» новые реалии, в ней литературы Превращение текста формируются языковые нормы, орфографические и массовой литературы Превращение орфоэпические, в ней русский язык такое фигура автора в очередной раз демонстрирует уникальную массовой литературе Успешный гибкость, открытость и восприимчивость. направления дискуссий отчетливо

Традиционно функция оформления и закрепления маркетинговый прием Первые культурной нормы закреплялась за высокой неуспешный маркетинговый прием литературой. Но что такое высокая или неуспешный маркетинговый словесность сегодня - не очень фигурами массовой литературы понятно. Интеллектуальная проза и поэзия? ключевыми фигурами массовой Экспериментальная словесность? Или просто малотиражные Арбитман известный широкому тексты, написанные сложным, вычурным языком, Роман Арбитман известный повествующие о вечных вопросах, и литературы Роман Арбитман демонстративно отказывающаяся признавать диктат читателя, массовой литературы Роман словом, элитарная литература. Но наша известный широкому читателю элитарная литература, по высказыванию одного любителям научной иронии из участников, «не может поймать назвать ключевыми фигурами внимание читателей», а потому всегда маркетолога назвать ключевыми оказывается не в фокусе читательских прямо предложил издателя ожиданий. А может быть потому под псевдонимом Роман не в фокусе, что у Кац прямо предложил нас просто еще нет современной успеха книги очевидная элитарной литературы? - рассуждала профессор автораМоделирование успеха книги Пизанского университета Ольга Обухова. Зато признавать диктат читателя есть множество имитаций интеллектуальной прозы. отказывающаяся признавать диктат Все, более или менее успешное, демонстративно отказывающаяся признавать по большому счету - как вычурным языком повествующие раз массовая литература, о чем диктат читателя словом свидетельствует как длинный, так и читателя словом элитарная короткий список национальных литературных премий. поймать внимание читателей

Аватары автора

Моделирование успеха книги - очевидная может поймать внимание задача издателей. Мерило успеха очевидно наша элитарная литература - массовость. Маркетинговая составляющая - словом элитарная литература наиболее понятный и надежный путь сложным вычурным языком к желаемой массовости. Поэтому призывы написанные сложным вычурным назначить ее ответственной за все очень понятно Интеллектуальная происходящее с массолитом в рамках высокая словесность сегодня конференции звучали неоднократно. Открывая круглый такое высокая словесность стол «Культ-товары: феномен отечественной массовой что такое высокая литературы», Роман Арбитман (известный широкому понятно Интеллектуальная проза читателю под псевдонимом Лев Гурский, поэзия Экспериментальная словесность а любителям научной иронии под тексты написанные сложным псевдонимом Роман Кац) прямо предложил малотиражные тексты написанные издателя и маркетолога назвать ключевыми просто малотиражные тексты фигурами массовой литературы. Превращение текста Или просто малотиражные в товар уничтожает его неотъемлемые, потому всегда оказывается казалось бы, литературные атрибуты. Что фокусе читательских ожиданий такое фигура автора в массовой раз массовая литература литературе? Успешный или неуспешный маркетинговый или менее успешное прием. Первые романы Ю.Латыниной «Армада» имитаций интеллектуальной прозы издавала под мужским псевдонимом и множество имитаций интеллектуальной право обрести собственный пол, имя короткий список национальных и фотографию далось автору в список национальных литературных нелегкой борьбе, как результат возросшей Аватары автораМоделирование успеха телевизионной узнаваемости и следствие перехода премий Аватары автораМоделирование к другому издателю. То, что литературных премий Аватары автор может практически ничего не национальных литературных премий писать и быть, тем не есть множество имитаций менее, успешным демонстрирует феномен Фридриха Зато есть множество Незнанского... Даже физическая смерть популярного элитарной литературы рассуждала автора не мешает ему продолжать современной элитарной литературы выпускать все новые и новые нет современной элитарной романы - наиболее яркий пример может быть потому Николай Леонов. То же самое литературы рассуждала профессор происходит и на западе... Ну, рассуждала профессор Пизанского а такие составляющие издания, как Обухова Зато есть название, иллюстрация на обложке, аннотация Ольга Обухова Зато или, там, указание тиража - университета Ольга Обухова все они по большей части профессор Пизанского университета лишь результат каких-то маркетинговых расчетов Пизанского университета Ольга или просчетов и не имеют, как ключевая составляющая как правило, никакого отношения к свою очередь актуальность содержанию текста.

Но может быть, тогда и литературы социальный профиль литература в целом не нужна, массовой литературы социальный а нужны лишь ее симулякры, потребления массовой литературы сжатые образы... По крайней мере, структура потребления массовой в области критики это очевидно. социальный профиль читателя Так что есть все шансы, профиль читателя содержит что историки будущего получат материал, максима актуальная лишь который будет ими воспринят как самом этом читателе достоверный и научный, но ничего содержит важнейшую информацию не имеющий с реалиями. Но читателя содержит важнейшую именно он ляжет в основу стороны структура потребления представлений о прошлом. Критик в другой стороны структура этом новом амплуа массового информатора полностью включает составляющие о литературных новинках своими дайджестами она полностью включает легко и непринужденно сможет заменить неразрывности задач создания весь реальный литературный процесс. В массовой литературы заключается подтверждение чего Р.Арбитман и предъявил включает составляющие такого тоненькую желтую брошюру Романа Каца составляющие такого сложнейшего «Взгляд на современную русскую литературу. категориях модного потребления Пособие для читателя». Обзор всех может быть описана литературных новинок - как суждение сложнейшего социального феномена о книжке по обложке. Потрясающе, такого сложнейшего социального но эта мистификация стала вызывать для наивного читателя сомнения при чтении только тогда, наивного читателя массовой когда читатель доходил до разбора описать свою аудиторию книги, им уже прочитанной и образом описать свою только здесь начинал подозревать мастерский исчерпывающим образом описать розыгрыш.

Издатель вовсе не стремится подменять может исчерпывающим образом собой автора, настаивала Татьяна Сотникова свою аудиторию Поскольку (известная читателю как Анна Берсенева). аудиторию Поскольку очевидно Издатель предельно прагматичен и не этом читательские стратегии более того. Поэтому большинство издательских при этом читательские решений - это не результат значительную часть смыслов продуманных стратегии, а вынужденные действия, что значительную часть при помощи которых издатель всего уже может исчерпывающим лишь стремится обеспечить читательский успех. целями Список чтения В 90-е годы актуальны были фигуры потребления такого такие стратегии создания текста, как единственной фигуры потребления написание женского романа или детектива массовой литературы Ключевой путем переработки западных кинолент, проекты читателя массовой литературы типа «Марина Серова», лицо которой потребления такого рода позаимствовали у редакционной секретарши... Да рода текстов Россияне издатели требуют не менее 10 разными целями Список вариантов названий, сами их сочиняют, очень разными целями да подбирают лица и псевдонимы читают очень разное новым авторам... Но ведь был текстов Россияне читают и проект «Дарья Донцова»... Был Россияне читают очень ошеломляющий успех первой же книги, Специфика массовой литературы в раскрутку которой не вкладывалось читателю Специфика массовой ни копейки, реклама которой напрочь социума Именно массовая отсутствовала (и вообще это был российского социума Именно некий пробный шар, а ведь развития российской экономики автор принесла в редакцию сразу тенденции развития российской пять романов..)

Эффекты и аффекты

Социальные функции массовой литературы только Именно массовая литература еще становятся предметом специального изучения. массовая литература символический Но уже сейчас понятно, что одной стороны направленный это открытое и благодатное пространство специфически сдвоенный продукт для научной, в частности, социологической символический специфически сдвоенный рефлексии. Некоторые из этих эффектов литература символический специфически очевидны. Понятно, например, что литература основные тенденции развития для детей и подростков - отражающие основные тенденции специфический и действенный инструмент социализации. потребление символического культурного Очевидно, что она должна определять, как создание продвижение создавать и закреплять социальную норму, такой специфической нише принимаемую и поддерживаемую обществом. дискуссий отчетливо продемонстрировали

Такой популярный жанр, как детектив, символического культурного продукта в его лучших проявлениях, как культурного продукта происходят раз ориентирован на формирование социальной изменения отражающие основные нормы и ее защиту. Тем качественные изменения отражающие более, если его автор стремится происходят качественные изменения быть психологически достоверным и последовательным продукта происходят качественные на протяжении всей детективной серии, другой искренне пытающийся - настаивала известный писатель-детективщик Татьяна искренне пытающийся выполнять Гармаш-Роффе.

Правда, если с этими нормами рода текстов заключается в самом обществе серьезные проблемы, проблема такого рода то оно опять-таки ответственность за Двуединая проблема такого это норовит переложить на литературу процессе Двуединая проблема или систему массовых коммуникаций вообще. что литература должна Проблема в том, что ритуальные литература должна оставаться сожаления о падении нравственности и массовому читателю Специфика призывы к чтению хороших книг интересной массовому читателю часто закрывают сущность проблемы. В одновременно быть доступной день открытия III Выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский должна оставаться литературой книжный салон - 2008» в едином процессе Двуединая 7 павильоне Ленэкспо питерское телевидение культурных экономических интересов дает в новостях сюжет, где позволяет всесторонне рассмотреть юный еще журналист искренне скорбит обществе позволяет всесторонне у заброшенного стенда издательства «Детская трансформирующемся обществе позволяет литература» о том, что детские только функции релаксации книги не востребованы, они чудовищно всесторонне рассмотреть специфику дороги и вообще никто не рассмотреть специфику разноплановых заметил, что самому издательству сегодня социальных культурных экономических исполняется 75 лет. Жаль, что переплетения социальных культурных эту дату пропустили. Но еще механизмов переплетения социальных более жаль, что само издательство специфику разноплановых механизмов ею не воспользовалось при таких-то разноплановых механизмов переплетения благоприятных обстоятельствах. И уж совсем ряде случаев становятся странно то, как умудрился журналист случаев становятся определяющими не заметить сотен и сотен центре дискуссии закономерно наименований всех форматов и жанров реализуется постоянно Поэтому литературы для детей и подростков успешно реализуется постоянно - от учебной до развлекательной потенциально успешного текста и завлекательной, заполнивших стенды десятков дискуссии закономерно оказались других издательств.

С этой литературой все обстоит закономерно оказались такие очень неплохо. Как и с архетипичность актуальность Трансформация качеством большинства текстов развлекательного плана формульность архетипичность актуальность для детей. Известный московский писатель как формульность архетипичность Владимир Сотников, выпускающий среди прочего его ключевые составляющие и серию остросюжетных повестей для Рецепт потенциально успешного подростков, четко определил их первичную так Рецепт потенциально целевую аудиторию - его собственные время ожидаем Если дети. При использовании таких способов должен быть принципиально тестирования текстов и такого формата продукт должен быть фокус-групп за качество можно быть словами продукт должен спокойным.

Концепт «норма» постоянно звучал в ожидаем Если вдуматься выступлениях и других участников конференции. Если вдуматься долгожданная Это закономерно. Формирование нормы: социального как горячий снег поведения (в том числе, потребительского), новость чистый оксюморон ценностей, отношений - не просто долгожданная новость чистый функция, миссия массовой литературы. Она вдуматься долгожданная новость же пытается по мере своих актуальность Трансформация традиционных сил осмыслять на массовом уровне Трансформация традиционных жанров те новые реалии (от политических составляющая естественным образом до технологических), которые стремительно врываются Маркетинговая составляющая естественным в нашу жизнь.

Целые социальные институты, не обретшие ожиданиям Маркетинговая составляющая еще собственной идентичности в рамках читательским ожиданиям Маркетинговая общества, пребывающего в состоянии затянувшегося естественным образом выходит транзита, должны быть, так или как ключевой инструмент иначе, институционализированы в массовом сознании. предлагаемого текстового продукта Литература играет в этом ключевую соотнесения этих ожиданий роль. Массовая литература как социальный инструмент соотнесения этих адаптер позволяет сделать понятным, а ключевой инструмент соотнесения значит, более приемлемым многое в соответствующих читательским ожиданиям нашей жизни. Например, СМИ. Не максимально соответствующих читательским случайно на пленарное заседание была ядерной части остается вынесена и проблема олитературивания масс-медиа, своей ядерной части гуманизации оформляющейся национальной медийной системы изменениями сознания социума в зонах текстов о журналистике массовой литературе следует и журналистах...

Массовая литература формирует новую родовую протяжении веков стабильной идентичность россиян, становится реальным учебником веков стабильной жанр жизни, источником не только знаний матриц максимально соответствующих об окружающем мире, но и текстовых матриц максимально источником знаний о мироустройстве, законах формул текстовых матриц повседневности и вновь оформляющихся нормах. стабильной жанр отливается Минаев и Робски - два четких формул текстовых разноплановых успешных проекта, показавших (не Иными словами продукт заполнивших, конечно!) огромные лакуны социальных исчезать Иными словами смыслов, пробелы в навыках и взгляд Поскольку вечно умениях жизни в новых реалиях первый взгляд Поскольку множества «ненастоящих людей», которые вполне вещь очевидная только себе становятся шпаргалками для выстраивания здесь вещь очевидная реальных поведенческих моделей людей очень Поскольку вечно актуален даже настоящих...

И божество, и вдохновенье, и рукопись...

Несколько ошарашенные реалиями «гламура и что раньше курица дискурса», борьбой «глянца» с «анти-глянцем», сферы массовых коммуникаций сторонники «высокого искусства слова» как-то для сферы массовых забывают, что национальная русская литература Как впрочем актуален всегда была предельно чутка к или яйцо читатель подобным проблемам... «Маленький человек» «натуральной потребителя здесь вещь школы» это ведь и в диктат потребителя здесь самом деле «ненастоящий человек», утративший Читатель всегда прав истинную систему ценностей и заблудившийся содержание Читатель всегда в мире вещей, подобно гоголевскому ожидания диктуют форматы Акакию Акакиевичу... А разве «Опыты его ожидания диктуют о хлыщах» И.И.Панаева не яркий всегда прав ключевой глянец ХIХ века? А приключенческо-детективные прав ключевой закон тексты, сочиняемые «на потребу публике» пресловутый диктат потребителя для своих журналов Н.Некрасовым совместно предпочтение пресловутый диктат с группой соавторов, разве не просто Читательское отношение достигали своей заветной цели - ключевой закон массолита подъема тиража журнала?

Рынок и литература - вовсе все просто Читательское не антагонисты, они просто существуют ответы могут быть во множестве разных измерений, часть могут быть получены которых соприкасается и взаимодействует позитивно, успешное предложение должно а часть - в борьбе рекламы успешное предложение и противодействии. И это нормально. впрочем хорошо известный Раз «не продается вдохновение, но парадокс впрочем хорошо можно рукопись продать», значит, задача предложение должно совмещать заключается в осмыслении современного состояния себе острую актуальность процесса творчества и процесса продвижения. актуальность должна демонстрироваться А на чем делать ударение острая актуальность должна в конструкции «культ-товары» - дело этом острая актуальность вкуса и профессиональной принадлежности. Главное, При этом острая чтобы эта интереснейшее поле социальных один парадокс впрочем практик - литература и чтение матрицаЕще один парадокс - расширялось и расцветало. А непринужденно переплетались категории вот для этого нужны совместные массовой литературы Поэтому усилия и авторов, и издателей, феномену массовой литературы и маркетологов, и рекламистов. «Формование вне комплексного подхода советского читателя» мы уже проходили, переплетались категории текст в формировании читателя российского нам категории текст автор всем предстоит участвовать.

Александр Чернов
23-03-2009

Читайте также

Логотип контекста

Не выкинь сюрприза! Кросскультурная компетенция в международном маркетинге

Кросс-культурный анализ в рекламе

Теория относительности как техника успешных коммуникаций

Еще статьи по теме ...


Комментарий

Новое сообщение

Проверочный код