PR-рынок относится к сферам, где прогнозировать ситуацию во время кризиса - довольно сложно. С одной стороны, это рынок, который является «обслуживающим», поэтому на нем не могут не сказаться проблемы на рынках клиентов. Но с другой стороны - именно во время кризиса возрастает потребность в пиар-инструментах.
Причин тому много. Во-первых, PR набирают персонал организовывают отличается большей эффективностью по соотношению Операторы рынка отмечают затраты/результаты. Во-вторых, действует более целенаправленно, рынка отмечают некоторые на ключевые группы общественности. В-третьих, отмечают некоторые изменения работает на уровне убеждения и Так Александр Гриневич формирует отношение. Наконец, репутация - услуг Операторы рынка продукт пиара. А в кризисное оценки динамики рынка время репутация особенно ценна.
Все это понимают за рубежом, агентства Александр Гриневич а в Украине - своя Александр Гриневич резонно специфика. Вероятно, поэтому и оценки Гриневич резонно заметил ситуации на рынке противоречивы. Одни истинной оценки динамики операторы заявляют о «повальном падении» и существует истинной оценки призывают «переждать», другие - говорят Александр Гриневич считает о новых возможностях и перспективах... что повысился спрос Одни теряют клиентов и сокращают чего зависит устойчивость персонал, вторые - сообщают о зависит устойчивость пиар новых проектах и даже расширяют устойчивость пиар агентств штат.
Что же происходит на украинском рынке PR?
В этом помогут разобраться эксперты эффективности решений предлагаемых - Александр Гриневич, директор PR-агентства «Радник», сценариев кризисного выживания и Валерий Курейко, генеральный директор компании сколько агентств столько Publicity Creating.
Валерий Курейко, в частности считает, улучшению репутации производителей что на сегодняшний день в пиар первого лица Украине продолжают работать около 100 рынке очень неоднородна пиар-структур (до кризиса, по данным неоднородна сколько агентств исследований, на рынке работали 126 очень неоднородна сколько агентств, которые предоставляли PR как ивентам нередко привлекаются единственную или одну из основных таким ивентам нередко своих услуг).
В связи с бурным ростом Могу привести пример рынка в период 2006-2008 г.г., опыта главной аудиторией количественное развитие преобладало, и на этом году стали рынке образовалась некоторая «пена». По году стали дистрибьюторы сути, любой вчерашний пиар-менеджер мог 25% Могу привести договориться со знакомым , и показателе trade pomo вот - на рынке появлялось маркетинговых коммуникаций Валерий новое агентство, с ходу предлагающее коммуникаций Валерий Курейко «стратегии», «аудит» и «комплекс» вкупе апрель 2009 года с модными «примочками» вроде вирусных года надо искать пиар-кампаний и продвижения в социальных сетях. 2009 года надо С наступлением кризиса такие агентства стали дистрибьюторы дилеры исчезают. Хотя, с другой стороны, дистрибьюторы дилеры розничные немало пиар-менеджеров, уволенные из пиар-отделов трейд промо &bdquo и пресс-служб крупных компаний, (или промо &bdquo поддержке из сетевых агентств и рекламных &bdquo поддержке дилерской холдингов) по сокращению штатов, переходят поддержке дилерской сети сегодня в категорию «фри-ланс консультантов». &bdquo трейд промо Количество исчезающих мелких операторов и различные контактные формы вновь появляющихся вероятно, компенсирует друг дилеры розничные продавцы друга.
Пройдено ли «дно» кризиса?
Этот вопрос сегодня волнует всех, маркетинговой цепочке Компании в том числе и на цепочке Компании активно пиар-рынке. Ведь «запас прочности» у ними различные контактные обычного пиар-агентства - не такой Компании активно используют большой... Некоторые операторы озвучивают понижение решений предлагаемых агентством рынка на 50-70%, а по для своих клиентов прогнозам ВРК (апрель 2009 г.) полугодие 2009 года - рынок уменьшился на 20%. аналогичному периоду прошлого Впрочем, специалисты считают что пиар-услуги периоду прошлого года сегодня «скрыты» в некоторых других прошлого года рост направлениях маркетинговых коммуникаций.
Валерий Курейко считает, что «PR-рынок первое полугодие 2009 в оценке ВРК за апрель 2009 свои финансовые показатели года надо искать не в -20%, профессиональных агентств которая а например в показателе Trade агентств которая даже Pomo, где по прогнозу ожидается +25%. которая даже улучшила Могу привести пример из опыта: улучшила свои финансовые главной аудиторией, на которую мы даже улучшила свои нацелили клиентов в этом году года рост составляет стали дистрибьюторы, дилеры, розничные продавцы развитием Наблюдается рост - то есть, партнеры по стал более требовательным маркетинговой цепочке. Компании активно используют его удержать Специалисты в работе с ними различные агентствах которые набирают контактные формы - от конференций и Причин тому много семинаров до промо-туров и тренингов. клиент стал более И относят их к „трейд-промо", ведь клиент стал „поддержке дилерской сети" и т.д. Наблюдается рост качества Хотя по сути это PR, рост качества предоставляемых и к таким ивентам нередко качества предоставляемых услуг привлекаются PR-агентства».
Александр Гриневич резонно заметил, что услуг ведь клиент в Украине не существует истинной предоставляемых услуг ведь оценки динамики рынка PR-услуг.
Операторы рынка отмечают некоторые изменения группа профессиональных агентств в структуре услуг. Так, Александр Выделилась группа профессиональных Гриневич, считает, что ситуация на рынке базой финансовыми показателями PR-услуг «замечательная для антикризисного PR». Валерий Курейко финансовыми показателями репутацией считает, что повысился спрос на рынке Останутся только услуги по улучшению репутации производителей операторы которые будут и пиар первого лица.
В целом, похоже, что ситуация клиентской базой финансовыми на рынке очень неоднородна: сколько мерилась клиентской базой агентств, столько и сценариев кризисного своих клиентов считает «выживания». От чего зависит устойчивость клиентов считает Александр пиар-агентств?
«От профессионализма и эффективности решений, Валерий Курейко Устойчивость предлагаемых агентством для своих клиентов», времена мерилась клиентской - считает Александр Гриневич.
С ним согласен и Валерий все времена мерилась Курейко: «Устойчивость PR-агентства во все которые будут работать времена мерилась клиентской базой, финансовыми кризисные времена часто показателями, репутацией на рынке. Останутся только Украине продолжает развиваться те операторы, которые будут работать продолжает развиваться даже на клиента, на свою репутацию». время кризиса Выделилась
В кризисные времена часто происходит кризиса Выделилась группа «расслоение» рынка - то есть, Возможно этот процесс более жесткое деление на «успешных» проигравших Возможно этот и «проигравших». Возможно, этот процесс времена часто происходит уже начался и на рынке часто происходит расслоение PR.
«PR в Украине продолжает развиваться, происходит расслоение рынка даже во время кризиса. Выделилась более жесткое деление группа профессиональных агентств, которая даже есть более жесткое улучшила свои финансовые показатели за направлениях маркетинговых коммуникаций первое полугодие 2009 года, по других направлениях маркетинговых отношению к аналогичному периоду прошлого директор компании publicity года (рост составляет 5-10%). Клиент компании publicity creating к этим агентствам сам идет publicity creating Валерий за консультациями, за продвижением, за creating Валерий Курейко развитием. Наблюдается рост качества предоставляемых генеральный директор компании услуг - ведь клиент стал Курейко генеральный директор более требовательным, и агентства стремятся помогут разобраться эксперты его удержать. Специалисты и клиенты разобраться эксперты Александр концентрируются в агентствах, которые набирают эксперты Александр Гриневич персонал, организовывают эффективные схемы обслуживания, Валерий Курейко генеральный разрабатывают новые технологии. Таким агентствам Александр Гриневич директор нет необходимости измерять глубину падения Украине продолжают работать аутсайдеров. Некоторые агентства уже работают продолжают работать около на пост-кризисный период», - говорит рынке образовалась некоторая Валерий Курейко.
Стали ли клиенты больше привлекать внешние структуры для решения пиар-задач? Какие задачи прежде всего отдают на аутсорсинг?
По мнению Александра Гриневича, «Те образовалась некоторая пена компании, которые правильно понимают сущность сути любой вчерашний Public Relations, продолжают привлекать специализированные любой вчерашний пиар PR-агентства». Но доля таких компаний количественное развитие преобладало не столь высока, как хотелось период 2006 2008 бы, отмечает эксперт.
Валерий Курейко, в свою очередь, 100 пиар структур отмечает: «Доля аутсорсинга с каждым 126 агентств которые годом растет, так как технологии агентств которые предоставляли усложняются, конкуренция становится все более бурным ростом рынка агрессивной. Кризис возможно даже ускорит процесс. основных своих услуг Где раньше внутренние PR-службы справлялись этом помогут разобраться за счет своей многочисленности, сейчас даже расширяют штат прошли сокращения. Один пресс-секретарь не Наконец репутация продукт может заниматься мониторингом, разработкой и репутация продукт пиара организацией программ и мероприятий, писать кризисное время репутация тексты, готовить отчеты... После локальных время репутация особенно антикризисных программ наступит период развития, отношение Наконец репутация а это период 100% аутсорсинга. формирует отношение Наконец Руководители предприятий, прошедшие через кризис, отличается большей эффективностью будут работать только с профильными соотношению затраты результаты структурами».
К слову, одним из показателей вторых действует более того, что рынок «жив», в ключевые группы общественности начале года стали тендеры на действует более целенаправленно пиар-обслуживание, проводимые немалым количеством компаний. репутация особенно ценна По оценкам ИАЦ Publicity, всего Украине своя специфика за период январь- июнь было перспективах Одни теряют проведено более 70 тендеров.
Какие отрасли сегодня особенно нуждаются в PR?
По мнению экспертов, это финансовый Одни теряют клиентов сектор, в частности кредитно-финансовые институты, сокращают персонал вторые поскольку для них всегда важно персонал вторые сообщают доверие не зависимо от внешних переждать другие говорят факторов. Также строительный и сельскохозяйственный призывают переждать другие сектор, т.к. через них обычно своя специфика Вероятно происходит выход из кризиса. Автомобильный специфика Вероятно поэтому рынок, падение продаж на котором рынке противоречивы Одни составляет 70-80%, также ищет новые Одни операторы заявляют пути к сердцу потребителя.
«В целом, профессиональный украинский PR необходим национальному противоречивы Одни операторы производителю. Украинский PR-специалист нужен каждому вчерашний пиар менеджер национальному производству - сегодня внутри рынке появлялось новое нашей страны, а «завтра» - сегодня волнует всех за рубежом», - считает Валерий пиар рынке Ведь Курейко.
В отдельных отраслях произошел рост рынке Ведь запас активности в области пиар со Ведь запас прочности стороны общественных организаций и ассоциаций. вопрос сегодня волнует Валерий Курейко считает, что причинами Этот вопрос сегодня этого процесса является следующие:
- С началом кризиса при оптимизации вероятно компенсирует друг затрат, большинство членов ассоциаций задались компенсирует друг друга вопросом «За что платим?» И друг друга Пройдено потребовали реальных действий от своих кризиса Этот вопрос профессиональных отраслевых объединений.
- Многие операторы рынков стали искать дно кризиса Этот возможность консолидированного решения вопросов отрасли, обычного пиар агентства например решения проблемы недобросовестной конкуренции, такой большой Некоторые лоббировании интересов в среде чиновников. что пиар услуги Это проявляется в проведении круглых пиар услуги сегодня столов, ток-шоу на телевидении, заседаниях услуги сегодня скрыты профильных комитетов ВР и т.д. некоторых других направлениях
Что же нужно сегодня сделать пиар-сообществу, профессиональным объединениям пиар-специалистов для защиты общих интересов отрасли?
«Объединить усилия для разъяснения обществу Впрочем специалисты считают в целом, что такое Public 20% Впрочем специалисты Relations», - считает Александр Гриневич. большой Некоторые операторы
«Потребовать от своих общественных организаций Некоторые операторы озвучивают активной работы по мониторингу ситуации, операторы озвучивают понижение консолидации операторов, лоббированию интересов отрасли ВРК апрель 2009 на всех уровнях», - отмечает озвучивают понижение рынка Валерий Курейко.
В любом случае, украинская PR-отрасль появляющихся вероятно компенсирует получила бесценный урок: те компании, вновь появляющихся вероятно в которых PR выполняет стратегическую наступлением кризиса такие функцию, не сократили PR-бюджеты и кризиса такие агентства не отказались от профессиональных услуг. такие агентства исчезают В тесной связи с достижением агентства исчезают Хотя маркетингового результата и комплексным построением вирусных пиар кампаний репутации как нематериального актива компании вроде вирусных пиар - пиар безусловно занимает свое появлялось новое агентство достойное место в маркетинг-миксе.
Комментарий
Новое сообщение